Содержание материала

Нервная система – новый уровень жизни

Только у многоклеточных организмов появляется возможность относительно произвольной реакции, связанной со способностью отличать абиотические воздействия от биотических (чувствительность). Чувствительность характеризует начальный этап формирования уже другой ФВМ, связанный с появлением особого вида клеток организма, – нейронов. С этого момента начинается длительный и сложный процесс становления нервной системы организмов. Можно выделить несколько этапов такого процесса, связанных с изменением структуры нервной системы (сетевидная, или диффузная, узловая, трубчатая, формирование головного мозга с последующей кортиколизацией его функций), каждый из которых обладает некоторыми особенностями в плане организации взаимодействия соответствующего организма с внутренней и окружающей средой. 

Форму взаимодействия материи, связанную с нервной системой, назовем по ее основному носителю – нейронной. Возникновение нервной системы характеризует собой новый этап развития живой материи (если провести образную аналогию, то возникает жизнь второго уровня, для которой организм является окружающей средой, необходимой для ее зарождения и существования). Как и все предшествующие формы, нейронная ФВМ подразделяется на внутриобъектный тип (взаимодействия внутри нейрона), межобъектный тип (взаимодействия между нейронами) и взаимодействия с окружающей средой.

Внутриобъектные нейронные взаимодействия представляют собой два обмена веществ и энергии – внутренний (внутри нейрона) и внешний, в качестве которого выступает уже внутренняя среда организма. Некоторая часть внешнего обмена веществ и энергии нейрона связана с его взаимодействием с другими нейронами, являясь базой для межобъектных взаимодействий. Ряд нейронов (сенсорных) может осуществлять взаимодействие как с внутренней средой организма, например, получая от нее питание и другие воздействия, так и с внешней для организма средой, принимая от нее для передачи соответствующие воздействия. Однако в большинстве случаев такие взаимодействия осуществляются через посредников – соответствующие рецепторы.

Хотя межобъектные нейронные взаимодействия являются лишь частью внешнего обмена веществ и энергии каждого нейрона, эта часть отвечает в основном за специфику данной формы взаимодействий. Специфические взаимодействия осуществляются в определенной знаковой системе (знаках воздействий), которая образуется в результате перевода рецепторами органов чувств разнообразных внешних и внутренних воздействий в достаточно ограниченный круг электрических и химических сигналов межнейронного взаимодействия. Взаимосвязи нейронов меняются при осуществлении взаимодействия (прохождении по ним определенной активности). При этом меняются не только сила, количество и конфигурация связей, но и их элементный (вещественный) состав, что в совокупности создает колоссальное количество возможных вариантов взаимодействия. 

Необходимо отметить, что на определенном этапе развития нервной системы нейроны стали «работать» группами (обладать групповыми связями и межгрупповыми взаимодействиями), каждая из которых участвует в выполнении определенных программ, которые могут задаваться другими, более крупными или имеющими больший интеграционный потенциал группами нейронов. По сути, объединения нейронов представляют собой определенную иерархию взаимоотношений различного уровня – от нескольких нейронов до нервной системы в целом.

Именно благодаря групповой работе нейронов возникает новое явление в природе, которое обозначается термином «информация». В контексте проводимого исследования информация – это воздействие с дополнительным смыслом, в свою очередь, взаимодействие с дополнительным смыслом – обмен информацией, или коммуникация. Если под смыслом понимать сущность феномена в более широком контексте реальности, то каждое воздействие может иметь некий смысл, зависящий от контекста (одно и то же воздействие может по-разному влиять на организм, в зависимости от его состояния). В отличие от основного смысла дополнительный смысл возникает в результате дополнительных внутренних взаимодействий в нервной системе организма.

Учитывая взаимосвязь явлений и процессов окружающего мира, каждое воздействие имеет определенные отношения зависимости (вещественные, временные, пространственные) с рядом других воздействий, для которых оно может выступать для организма их знаком. Наличие памяти о прошедших воздействиях и возможность параллельной работы разных групп нейронов нервной системы (образование двух и более доминант) привели к появлению у нее способности формировать и фиксировать эти знаки дополнительного смысла в памяти в виде следов цепочек взаимодействий (условно-рефлекторная деятельность). Причем следует учитывать, что, по крайней мере, на начальном этапе в знак дополнительного смысла входит связь не только внешних воздействий, но и их связь с внутренним состоянием организма. По сути такая связь представляет собой фиксацию опыта организма в определенной знаковой системе.

Способность организма создавать дополнительный смысл при различных воздействиях прошла несколько стадий развития, связанных с нарастающей сложностью этого процесса (обозначим этапы этого процесса термином «уровень информационной сложности»). Предварительно заметим, что усвоение организмом дополнительного смысла воздействия означает, что организм получил определенное знание об окружающей его реальности (о связи ряда воздействий). Но поскольку рецепторные взаимодействия нейронов с окружающей средой переводятся сначала в знаки воздействий для межнейронных взаимодействий, а в последующем на их базе образуется следующая знаковая система для межгруппового взаимодействия (знаки дополнительного смысла), знание – это всегда некоторая модель окружающего мира с разной степенью ее адекватности, которая оценивается выживаемостью организма. Организм (его нервная система) не отражает окружающий мир, а моделирует его в тех «знаках», которыми владеет, и у каждого вида свой язык моделирования, свое «видение» окружающего мира. 

Первый уровень (прединформационный) связан с получением знания о прямых связях между ощущаемым воздействием и другими воздействиями, имеющими какое-либо значение для организма (связи здесь и сейчас). Такие связи начали улавливаться организмом в онтогенезе с появлением чувствительности (используя межнейронные взаимодействия) и через механизм естественного отбора стали закрепляться генетически. По сути, это особая форма знания – генетическая, которая носит в значительной степени объективный характер (не зависит от конкретного организма). Генетические модели окружающего мира фиксируют в своих знаках и на базе генома наиболее постоянные и устойчивые взаимодействия организма с окружающей средой (с учетом сигнальных взаимодействий), имеющие важное значение для выживания организма, и передают их по наследству. Такие модели неразрывно связаны с генетическими моделями самого организма (собственного тела), то есть происходит одновременное моделирование внутреннего и внешнего обмена веществ и энергии. На этом уровне информация как таковая еще не образуется, а широко используемое понятие «генетическая информация» имеет несколько иной смысл. Это не информация, которую организм может использовать для изменения своего поведения, а определенная жесткая последовательность взаимодействий в организме (программа), по которой он развивается. То есть это «прямое воздействие» без дополнительного смысла (с определенными сигнальными метками, запускающими тот или иной конкретный процесс). 

Второй уровень информационной сложности связан, по-видимому, с улавливанием временных связей (здесь, но не сейчас). Этому способствовало существование ярко выраженной и стабильной цикличности и ритмичности многих явлений природы (например, смена дня и ночи).

Третий уровень – получение знания о пространственных связях (сейчас, но не здесь). Нахождение и использование закономерностей этого уровня требовало уже от организма, кроме наличия возможностей произвольного перемещения в пространстве, иметь и соответствующие пространственные модели окружающего мира. В итоге на этом уровне происходит «отделение» модели своего тела от модели окружающего мира, между которыми могут возникать неоднозначные зависимости.

Четвертый уровень информационной сложности связан с пространственно-временными связями (не сейчас и не здесь). Если отдельные знания второго и третьего уровней информационной сложности могут иногда выявляться через механизм естественного отбора и закрепляться генетически, то нахождение пространственно-временных связей (а также значительной части пространственных и временных) предполагает обязательность наличия у организма знаковой системы второго порядка (знаков дополнительного смысла).

Учитывая, что воздействия внешней среды имеют различную потенциальную информационную насыщенность для организмов, зависящую и от конкретных условий существования, у разных видов организмов образовались различные специализированные органы чувств, направленные на прием наиболее информативных для них воздействий. Другими словами, органы чувств настроены на прием воздействий, позволяющих получить (фактически создать) максимум дополнительного смысла, то есть знаний (но связанных с состоянием организма). 

Прием воздействий через органы чувств (ощущение) относят обычно к простейшему познавательному психическому процессу. Добавим, что ощущение – это не только познавательный процесс, но и определенное психическое состояние организма, связанное с переживанием самого факта ощущения, по сути это появление субъект-объектных отношений, а значит, и субъективности как таковой. Поэтому знаки дополнительного смысла являются элементами субъективного опыта организма, а любая информация на биологическом уровне (биоинформация) также несет в себе значительную долю субъективности. Отметим, что хотя сами знаки дополнительного смысла достаточно произвольны (субъективны), отношения между ними обладают большей объективностью, поскольку они в иной форме повторяют отношения зависимости, реально существующие в природе. Само взаимодействие между знаками дополнительного смысла, вернее, между группами нейронов, за них отвечающих, происходит в стандартной системе знаков взаимодействия нервной системы. Заметим, что с точки зрения форм взаимодействия, в «первой сигнальной системе» организмов (по И.П. Павлову) участвует два вида знаков нервной системы – знаков взаимодействий и знаков дополнительного смысла.

Тип взаимодействия нейронов с окружающей средой имеет два контура, первый – взаимодействие с внутренней средой организма, второй – взаимодействие с внешней для организма средой. Одной из основных задач нервной системы является сопряжение внутреннего и внешнего обмена веществ и энергии, поэтому она имеет систему рецепторов, предназначенных для получения информации от внутренних органов и окружающей внешней среды. Но получение информации предполагает ее дальнейшую оценку с точки зрения принятия организмом (нервной системой) соответствующих решений. По мере роста объемов принимаемой информации со временем увеличивалось количество различных взаимосвязей, которые организм мог учитывать в своей жизнедеятельности (с участием как генетической, так и онтогенетической памяти), а значит, на каком-то этапе неизбежно появились альтернативные варианты такой деятельности. Возникла проблема выбора вариантов реакции организма на поступающую информацию через разделение их на благоприятные и неблагоприятные для жизнедеятельности (сначала с учетом текущего, а потом и будущего состояния организма). 

По-видимому, на вышеуказанном этапе развития у организмов и появилась необходимость интегральной оценки поступающей информации для принятия конкретных решений в условиях наличия различных альтернатив. Такая интегральная оценка информации по благоприятности или неблагоприятности для текущего или прогнозного состояния организма могла носить только качественный характер – на уровне «приятно – неприятно» (в различных модификациях) и также могла осуществляться только определенной совокупностью нейронов, а не каждым нейроном в отдельности. 

Таким образом, коллективная деятельность групп нейронов привела к появлению таких новых явлений (психических), как ощущения (динамический процесс взаимодействия групп нейронов, отвечающих за формирование дополнительного смысла) и эмоции (качественная оценка поступающей информации с точки зрения выживаемости организма через сравнение с уже имеющимся субъективным опытом), которые возникли практически одновременно. Если рассматривать социальность как внутривидовую способность использовать онтогенетическую информацию для совместной деятельности, то следует признать, что первично социальность как новое явление в природе возникла на уровне взаимодействия групп нейронов (нейросоциальность). На этом же уровне начала возникать и вся сфера психических явлений, в основе которой лежит информационный (смысловой) обмен между различными группами нейронов. 

Если использовать аналогию, то можно сказать, что взаимоотношения внутри различных совокупностей нейронов – некий аналог внутривидовых отношений у групп животных (у общественных животных – социальных отношений). Это позволяет сделать предположение о том, что системы взаимоотношений групп нейронов внутри организмов различных видов могут несколько отличаться. Отсюда же следует, что чем более развита нервная система организмов, тем более развиты и отношения между особями соответствующего вида. Видимо, нервная система проецирует свои внутренние закономерности взаимоотношений на внутривидовые взаимоотношения (имеются и обратные влияния, но эволюционно первичны именно межнейронные взаимоотношения). 

Развитие нейросоциальных взаимодействий значительно усложнило межобъектные биологические взаимодействия, позволило этим объектам отличать «своих» от «чужих» и осуществлять по отношению к ним различное поведение (усложняются межвидовые и внутривидовые взаимодействия).

На базе внутривидовых взаимодействий у групп животных с нервной системой и повышенной кооперативностью поведения возникла новая форма взаимодействий – биосоциальная (используем именно этот термин для терминологического различения с социальностью человека). Можно заметить, что понятие «биосоциальность» достаточно широко используется в социобиологии и биополитике[8], однако, на наш взгляд, их трактовка излишне широка, поскольку охватывает и взаимодействия между организмами без нервной системы. С эволюционной точки зрения биосоциальная форма взаимодействий является частным случаем внутривидовых взаимодействий, прототип которых – нейросоциальные взаимодействия.  Она, в свою очередь, также подразделяется на внутриобъектную (взаимодействия внутри одной биосоциальной системы, группы), межобъектную (взаимодействия между разными биосоциальными системами, группами одного уровня иерархии) и с окружающей средой. Взаимодействия внутри биосоциальной системы стали возможны благодаря влиянию знаков дополнительного смысла в нервной системе отдельной особи на эмоциональное состояние и поведение (включая звуковое сопровождение), изменение которых улавливается другими особями и воспринимается как информационный сигнал с достаточно определенным (типовым) дополнительным смыслом. Иногда такие сигналы понятны и особям другого вида, что относится уже к межобъектным взаимодействиям. 


Наверх