Содержание материала

Культура

Учитывая многообразие точек зрения на культурный процесс, остановимся на аспектах эволюционного развития, которые послужили причиной возникновения данного явления.

При нестойкости органических соединений одним из обязательных условий сколько-нибудь длительного существования жизни является необходимость размножения жизненных форм. Процесс простой репликации не является особенностью именно живых систем. Специфика репликации в живой природе – наследственная изменчивость, именно ее наличие привело к возникновению существующего биоразнообразия. 

Наследственная изменчивость наряду со случайными мутациями и естественным отбором приводит к появлению все более сложных форм организмов. Это связано с тем, что у сложных систем (живых и неживых) имеется больше адаптационных возможностей при изменении внешних условий как за счет дальнейшего усложнения (образования новых взаимосвязей), так и за счет упрощения (ликвидации лишних связей в новых, благоприятных условиях). Поскольку внешние условия существования живых организмов в целом все больше усложняются, в том числе за счет взаимодействия со все более сложными соседями по экосистеме, то естественный отбор направлен в основном в сторону усложнения их внутренней организации. В итоге естественным путем на основе случайных процессов (изменчивости) запускается процесс самоусложнения жизни.

Однако чисто генетические взаимодействия имеют определенные пределы усложнения и к тому же они сильно ограничены скоростью его реализации, поскольку способны накапливать и передавать в череде поколений программу реагирования в основном на типовые условия. С появлением нервной системы усложнение организмов за счет генетических взаимодействий получило второе дыхание, кроме того, некоторый опыт текущего взаимодействия с окружающей средой стал накапливаться организмом в течение жизни, но он, за исключением достаточно редких случаев эпигенетического наследования [7], почти не передавался по наследству. 

Дальнейшее развитие нервной системы привело к появлению нового механизма эволюционного развития, связанного с появлением информационного взаимодействия между биологическими особями одного вида. С формированием нейросоциальных взаимодействий внутривидовые взаимодействия стали дополняться биосоциальными. Унификация информационных сигналов позволила начать передачу части накопленного организмом онтогенетического опыта взаимодействия с окружающей средой и другими организмами через различные формы обучения последующим поколениям. По сути, этот процесс и лежит в основе явления, которое на более высоких стадиях развития получило название «культура».

Возникает проблема обозначения совокупного процесса передачи приобретенного жизненного опыта внегенетическим путем. Приведенная выше классификация этапов развития материального мира позволяет достаточно органично увязать название данного процесса с периодом его возникновения через термин «биосоциальная культура». Биосоциальная культура через изменение поведения начинает влиять и на генетическое наследование[3]. Другими словами, если до появления психики эволюционное развитие находилось под контролем случайности, то формирование биосоциальной наследственности вводит в эволюционное развитие элемент направленности, связанный с наличием самостоятельных биосоциальных закономерностей развития.

Биосоциальная культура как механизм эволюционного развития охватывает период развития от появления биосоциальности до возникновения человека (социотехнической ФВМ). Не останавливаясь на многочисленных проявлениях биосоциальной культуры в животном мире, отметим, что и начальная часть истории человечества также формировалась под ее воздействием.

Переход на другой уровень стал возможен после появления языка («второй сигнальной системы») и закрепления на материальных носителях вторичных знаков дополнительного смысла, образующихся через обобщение первичных знаков дополнительного смысла (и их перекодировку для целей коммуникации в знаки, воспринимаемые сенсорной системой другого человека). Начался процесс двойной объективизации знаний, выявляемых человеком в процессе получения субъективного опыта. С одной стороны, введение общих коммуникативных знаков формирует субъективный опыт в пределах общедоступных для понимания границ, с другой – обмен опытом с использованием общих знаков позволял отсеивать часть недостоверного знания и давал определенное преимущество наиболее эффективному знанию, на основании которого можно было строить более достоверные модели. Вторичная и первичная системы знаков дополнительного смысла неразрывно связаны и развиваются совместно, постоянно находясь в процессе взаимных изменений. Тем не менее, знаки первичного дополнительного смысла более консервативны и до конца не выразимы в знаках вторичного дополнительного смысла, к тому же значительная доля этого смысла вообще не поддается контролю сознания (в его создании и использовании участвует и неосознаваемая часть психики).

Развитие социотехнической ФВМ привело к значительным изменениям внешних условий существования человека, произошло создание искусственного мира, изменившего практически все виды взаимодействий человека с окружающей средой и самого человека на тех же уровнях взаимодействия. Кроме того, стабильное изменение внешних условий неизбежно влечет за собой и соответствующие генетические изменения (антропоморфозы – усовершенствование руки, ароморфные перестройки мозга и т.д.), которые невозможно остановить. Эволюция человека продолжается, но теперь культурная наследственность задает направление естественного отбора, который становится все более искусственным.

Культура (социотехническая) в широком ее понимании – совокупность естественных и искусственных физических, химических, вещественных, биологических, экосистемных, нейросоциальных, биосоциальных и социотехнических явлений, связанных с жизнедеятельностью человека, знания о которых передаются из поколения в поколение внегенетическим путем.

Именно культура определяет дальнейшие пути развития человечества не только с точки зрения всей совокупности накопленного опыта (и материальных ресурсов), но и с точки зрения эволюционного развития, одним из механизмов которого она и является. Но если возникновение культуры закономерно, насколько закономерны возникшие экологические проблемы?


Наверх