Содержание материала

2.1. Культура

При нестойкости органических соединений, составляющих основу любого биологического организма, одним из обязательных условий сколько-нибудь длительного существования жизни является необходимость постоянного обновления и размножения жизненных форм. Процесс простой репликации может наблюдаться на всех уровнях развития материи. Специфика репликации в живой природе – наследственная изменчивость, именно ее наличие позволило, несмотря на колебания внешних условий, сделать процесс репликации жизни исторически непрерывным.

Наследственность наряду со случайными мутациями и естественным отбором приводит к появлению все более сложных форм организмов. Это связано с тем, что у сложных систем (живых и неживых) имеется больше адаптационных возможностей при изменении внешних условий как за счет их дальнейшего усложнения (образования новых взаимосвязей), так и за счет упрощения (ликвидации лишних связей в новых, благоприятных условиях). Поскольку внешние условия существования живых организмов в целом все больше усложняются, в том числе за счет взаимодействия со все более сложными соседями по экосистеме, то естественный отбор направлен в большинстве случаев в сторону усложнения их внутренней организации. В итоге естественным путем на основе случайных процессов (изменчивости), наследственности и цикличности, о которой будет сказано подробнее в третьей главе, запускается процесс самоусложнения жизни.

Однако чисто генетические взаимодействия имеют определенные пределы усложнения, и к тому же они сильно ограничены скоростью его реализации, поскольку способны накапливать и передавать в череде поколений программу реагирования в основном на типовые условия и ситуации. С появлением нервной системы усложнение организмов за счет генетических взаимодействий получило второе дыхание, кроме того, некоторый опыт текущего взаимодействия с окружающей средой стал накапливаться организмом в течение жизни, но он, за исключением относительно эпизодических случаев эпигенетического наследования [1], почти не передавался по наследству. 

Дальнейшее развитие нервной системы привело к образованию нового механизма эволюционного развития, связанного с появлением информационного взаимодействия между биологическими особями одного вида. С формированием нейросоциальных взаимодействий внутривидовые взаимодействия стали дополняться биосоциальными. Унификация информационных сигналов позволила начать передачу части накопленного организмом онтогенетического опыта взаимодействия с окружающей средой и другими организмами через различные формы обучения последующим поколениям [2, 3, 4]. По сути, этот процесс и лежит в основе явления, которое на более высоких уровнях развития получило название «культура».

Возникает проблема обозначения совокупного процесса передачи приобретенного жизненного опыта внегенетическим путем на начальном этапе развития материального мира. Предложенная классификация этапов такого развития позволяет достаточно органично увязать название данного процесса с периодом его возникновения через термин «биосоциальная культура».

Биосоциальная культура через изменение поведения начинает влиять и на генетическое наследование. Другими словами, если до появления психики эволюционное развитие находилось в значительной степени «под патронажем» случайности, то формирование биосоциальной наследственности вводит в эволюционное развитие элемент направленности, связанный с наличием определенных закономерностей развития биосоциальных взаимодействий.

Биосоциальная культура как механизм эволюционного развития охватывает период развития от появления биосоциальности до возникновения человека (социотехнической ФВМ). Не останавливаясь на многочисленных проявлениях биосоциальной культуры в животном мире, отметим, что и начальная часть истории человечества также формировалась под ее преобладающим воздействием.

Переход на другой уровень развития материального мира стал возможен после появления языка («второй сигнальной системы»), то есть вторичных ЗДС (знаков дополнительного смысла), образующихся через обобщение первичных ЗДС (о которых говорилось ранее) и их перекодировку для целей коммуникации в знаки, воспринимаемые сенсорной системой другого человека. Начался процесс двойной объективизации знаний, выявляемых отдельным человеком в процессе получения субъективного опыта. С одной стороны, введение общих коммуникативных знаков формирует субъективный опыт в пределах общедоступных для понимания границ, с другой – обмен опытом с использованием общих знаков позволил быстрее отсеивать часть недостоверного знания и давал определенное преимущество наиболее эффективному знанию, на основании которого можно было строить более достоверные модели реальности. Первичная и вторичная системы знаков дополнительного смысла неразрывно связаны между собой и развиваются совместно, постоянно находясь в процессе взаимных изменений. Тем не менее, первичные знаки дополнительного смысла более консервативны и до конца не выразимы во вторичных знаках дополнительного смысла, к тому же значительная доля этого смысла вообще не поддается контролю сознания (в его создании и использовании участвует и неосознаваемая часть психических процессов).

Начальный язык относится к естественным вторичным ЗДС, возможности его использования ограничены опытом конкретных людей. Закрепление вторичных ЗДС на материальных носителях (наскальные рисунки, пиктограммы, культовые предметы и изделия) постепенно привело к возникновению искусственных вторичных ЗДС в виде письменности, что позволило значительно расширить круг явлений, поддающихся моделированию. Хотя в основе начальных форм искусственных вторичных знаков дополнительного смысла лежали естественные вторичные ЗДС, после своего возникновения они существенно трансформируют эти естественные знаки, внося в них новое содержание, и создают другие знаки, в том числе высокого уровня абстракции, возникновение которых без наличия письменности невозможно. 

Становление человеческой культуры (социотехнической) неразрывно связано с развитием техники. Использование техники позволило человечеству преодолеть ограничения, накладываемые факторами внешней среды абиотического и биотического происхождения на рост численности любого биологического вида. Изобретение книгопечатания, а затем и других технических носителей информации и средств ее обработки (компьютеры) позволило резко усилить процесс накопления информации и увеличить объем ее передачи внегенетическим путем. Для взаимодействия с техникой была создана еще одна система знаков – искусственных знаков протосмысла (например, определенная последовательность электроколебаний).

Процесс объективизации субъективного привел к тому, что часть полученных человеком знаний о связях воздействий, к тому же проверенных практикой, перестала быть зависимой от субъектов. Элементы такого объективизированного знания стали получать свои обозначения, к этому процессу добавилось и сознательное очищение от субъективности ряда искусственных вторичных ЗДС, что привело в итоге к созданию третичных ЗДС (цифры и другие знаки точных наук), являющихся инструментом познания свойств объективной реальности.

Внегенетическим путем могут передаваться различные объекты субъективной и объективной реальности – естественные (жесты, некоторые навыки и умения), искусственные (в том числе техника) и смешанные (естественно-искусственные). Поэтому такие признаки, как искусственность происхождения, разумность деятельности, надбиологичность поведения, не в полной мере описывают явление культуры. С другой стороны, поскольку культура передается последующим поколениям, к ней относятся не все результаты текущей деятельности человека, а только их часть (причем не всегда разумная и осознаваемая).

Культура (социотехническая) в широком ее понимании – это совокупность естественных и искусственных физических, химических, вещественных, биологических, нейросоциальных, биосоциальных и социотехнических явлений, связанных с жизнедеятельностью человека и передающихся из поколения в поколение внегенетическим путем. К ней относится все многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения человека, идей, гипотез, верований, ценностей (включая материальные) и т.д.

Таким образом, культура является одним из эволюционных механизмов развития, распространяющимся на всю человеческую популяцию. Поэтому с научной точки зрения нельзя сказать, что есть культурные и некультурные люди. Человек не может существовать вне культуры, но культура у каждого своя, и определяется она, в первую очередь, социальным окружением.

Тем не менее, при общении мы регулярно сталкиваемся с оценкой степени культуры того или иного человека. Это происходит потому, что на бытовом уровне культура часто смешивается с соблюдением тем или иным человеком социальных норм поведения. Если человек соблюдает эти нормы, которые включают и знание некоторых основ этикета, истории, искусства, науки и ряда других сфер социального бытия, то его считают культурным человеком (у маргинальных культур могут быть свои нормы), если человек не знает или знает, но не соблюдает их, его относят к некультурным людям (с низким уровнем культуры). Например, в понятие культуры входит весь накопленный научный багаж знаний, а вот в социальную норму – знание некоторых основ устройства окружающего мира и профессиональные знания в той отрасли, в которой человек специализируется. Необходимо  учитывать, что некая норма знаний влияет не только на социальный статус человека, но и способствует социальной коммуникации, без которой он также не может существовать.

В результате длительного совместного развития культуры и техники появилось такое новое явление, как искусственный мир, который достаточно принципиально отличается от породившего его естественного мира. Поскольку нет однозначных трактовок определения понятий «естественное» и «искусственное» (как, впрочем, и любых других понятий, связанных со вторичными знаками дополнительного смысла и выходящих за пределы точных и технических наук), целесообразно несколько уточнить их смысл в контексте данного исследования.

Понятие «естественный» обычно означает, что рассматриваемое явление или процесс возникает, существует и исчезает в соответствии с природными законами без постороннего (человеческого) вмешательства. Соответственно, понятие «искусственный» чаще всего относится к результатам сознательной деятельности человека или ею обусловленной. Однако следует учитывать, что не вся такая деятельность приводит к возникновению «искусственного». Человек – один из биологических видов на Земле, и некоторая часть его деятельности вполне вписывается в существующие природные отношения, то есть  является «естественной». 

Заметим, что большинство материальных проявлений искусственного мира (физического, химического, вещественного и частично биологического уровня) не характерно для естественного, природного мира, не «вписывается» в существующие круговороты вещества и энергии и неспособно существовать самостоятельно. Поэтому для его сохранения и развития требуется постоянная, все возрастающая подпитка веществом и энергией из окружающего природного мира. Возникновение «искусственного» связано с использованием человеком в своей деятельности техники, и его дальнейшее существование в подавляющем большинстве случаев без нее невозможно.

Но «искусственное» в ходе становления социотехнической формы взаимодействия материи внесло изменения не только в окружающую среду, но и в саму суть человека на всех уровнях его существования. С точки зрения развития ФВМ человек – это сложносоставное существо, в котором присутствуют все формы предшествующих эволюционных взаимосвязей. Взаимосвязь структурных уровней у этого существа сложна и многогранна тем не менее, в большинстве случаев определенные границы указанных уровней можно выявить, что позволяет получить достаточно объективные и значимые критерии по оценке целого ряда явлений и процессов, связанных как с человеком, так и его деятельностью. Оценим, в первом приближении, некоторые изменения, которые претерпели взаимодействия различных уровней в человеке в период его становления.


Публикации
Наверх