Содержание материала

Становление культуры

В отличие от экологической безопасности понятие культуры юридически не оформлено. Имеется много различных определений, акцентирующих внимание на тех или иных сторонах этого понятия. В нашем случае необходимо понять, как явление культуры связано с экологическим кризисом, для чего следует углубиться в историю ее возникновения.

Длительный период существования жизни на Земле практически единственным методом передачи информации от одного поколения живых существ другому являлось генетическое наследование, в рамках которого персональный опыт любой особи любого вида фактически не был востребован. Некоторую роль играли эпигенетические механизмы передачи информации [7], но они лишь дополняли генетическое наследование. На определенном этапе развития биологической жизни на Земле, после возникновения сферы психических, а потом и социальных явлений, у ряда высокосоциализированных видов (в том числе приматов) возник механизм передачи информации о накопленном опыте внегенетическим путем – через социальное научение. Таким образом, культура как явление (или протокультура) возникла в живой природе задолго до возникновения человека, как, впрочем, и система социальных отношений в целом [9].

Использование орудий труда также не является прерогативой человека, другие виды живых существ с успехом ими пользуются уже миллионы лет. Иногда умение животных использовать орудия труда является врожденной способностью. В других случаях это врожденная потенциальная способность использования орудий труда, которая реализуется через различные программы действий. Эти программы передаются из поколения в поколение (через механизм социализации), создавая в рамках отдельных популяций животных уникальные «культурные» традиции. Несмотря на то что орудийная деятельность животных, кроме использования подручных средств, может включать в себя и изготовление орудий посредством отщепления, редукции, комбинирования предметов или преобразования [10], они никогда не изготавливают одни орудия труда с помощью других. Это чисто человеческое достижение. Таким образом, моментом возникновения специфически человеческой сферы явлений следует считать изобретение «сложной» техники.

Использование техники позволило человечеству преодолеть ограничения, накладываемые факторами внешней среды абиотического и биотического происхождения на рост численности популяций любого биологического вида на Земле, что привело в том числе и к его неконтролируемому росту.

Другое следствие появления техники – разделение труда и появление добавочного продукта, что способствовало значительному усложнению социальных отношений. Изобретение письменности, а затем и других технических носителей информации позволило резко усилить процесс накопления последней и увеличить объем ее передачи внегенетическим путем. В результате появилось такое новое явление, как искусственный мир, развитие которого обычно связывают с сознательной деятельностью человека.

Принципиальную роль в формировании искусственного мира играли процессы отчуждения своего и освоения чужого результата деятельности конкретных людей. Выступая посредником в этом процессе, искусственный мир стал развиваться по своим собственным законам (выходя за рамки сознательной деятельности человека), оказывая влияние как на природу, так и на жизнедеятельность самого человека. 

Искусственный мир строится на базе природного мира, однако он не вписывается в существующие круговороты вещества и энергии, поэтому для его сохранения и развития требуется постоянная, все возрастающая искусственная подпитка веществом и энергией из окружающего природного мира.

Как известно, за период своего становления искусственный мир преодолел три крупных природных ограничения, связанных с использованием вещества природы, дефицитом естественных источников энергии и ограниченными возможностями человеческой психики по обработке и использованию информации. Именно это позволило человечеству обойти систему локальных ограничений, «накладываемых» через систему обратных связей на развитие любого биологического вида на Земле.

Дальнейшее развитие искусственного мира столкнулось с ограниченными возможностями биосферы поддерживать параметры окружающей среды в приемлемых для человечества пределах. Преодолеть этот барьер техническими средствами не представляется возможным. Идея полной замены биосферы на регулируемую человеком техносферу является утопией, поскольку длительное существование столь сложной системы, как биосфера, возможно только на принципах саморегуляции, основанных на системе обратных связей (а именно это является «слабым звеном» техносферы). Поэтому следует «согласовать» развитие искусственного мира с естественным развитием биосферы, а значит, необходимо управлять развитием искусственного мира (вернее, направлять его развитие в рамках имеющихся возможностей – полное управление техносферой также не представляется возможным). Искусственный мир требует искусственного управления, надежды на саморегуляцию в данном случае не оправданы. Но прежде чем говорить о таком управлении, следует детально разобраться с понятиями «естественный» и «искусственный» и их связью с понятием «культура» в контексте глобальной экологической проблемы.

Наверх