Содержание материала

Содержание понятия «культура»

Внегенетическим путем передается информация различного типа – естественная (жесты, некоторые навыки и умения), искусственная (информация на технических носителях) и смешанная (естественно-искусственная). Поэтому отождествление культуры с такими отдельными базовыми понятиями, как искусственность происхождения, разумность деятельности, надбиологичность поведения, не раскрывает всей ее сложности.

Бесспорным является тот факт, что, поскольку культура передается последующим поколениям, к ней относятся не вся текущая деятельность человека и существующая информация, а только их социально значимая для его жизнедеятельности часть. Не вызывает разногласий и способ передачи культуры – внегенетический. С учетом сделанных замечаний и в контексте рассматриваемых глобальных экологических проблем приведем предварительное определение термина культура в широком смысле слова.

Культура – совокупность естественных и искусственных физических, химических, биологических, психических и социальных явлений, связанных с жизнедеятельностью человека, информация о которых передается из поколения в поколение внегенетическим путем. Приведенное определение не учитывает специфику «человеческой» культуры, которая, как мы указывали выше, связана с использованием техники. Поэтому представляется целесообразным ввести в понятие культуры дополнение, связанное именно с этапом человеческой деятельности. Но для начала необходимо более четко вычленить этот этап развития мира.

Этапы развития мира можно охарактеризовать через последовательность возникновения форм движения материи. В большинстве случаев выделяют следующие основные формы движения материи: физическую (включая явления микромира), химическую, биологическую и социальную. В зависимости от целей исследования используют и более дробное деление, в частности, иногда выделяют психическую форму движения материи, которая возникает на стадии формирования нервной системы живых организмов (фактически мы о ней уже вели речь, когда говорили о сфере психических явлений).

Учитывая, что процесс цефализации является одним из ведущих в эволюционном развитии жизни, а психическое отражение весьма принципиально отличается от более низких форм биологического отражения – раздражимости и чувствительности, выделение психической формы движения материи представляется вполне правомерным. Кроме того, идея такого выделения движения материи обладает достаточно высоким эвристическим потенциалом и имеет прикладное значение, позволяя рассматривать человека не как биосоциальное существо (человек как личность при таком рассмотрении разрывается между биологическим и социальным), а как биопсихосоциальное существо, в котором личность занимает ключевое, центральное положение. Формирование развитой нервной системы является к тому же важным этапом в развитии системного управления живым организмом, на котором происходит образование второго контура обратных связей, что позволяет за счет накопления, систематизации и анализа поступающей информации моделировать поведение организма в зависимости от условий внутренней и внешней среды.

Что касается определения форм движения материи, следующих за социальной формой (в старом понимании смысла), то здесь наблюдается достаточно большой разброс точек зрения. Это связано в первую очередь с различием внутреннего содержания явлений, которые берутся за основу. Имеется и существенное терминологическое разнообразие этой формы движения материи – постсоциальная, техногенная, технологическая, социотехническая, информационная, автотрофная и ряд других [3,8].

Учитывая, что, с одной стороны, необходимо вычленить новую чисто «человеческую» форму движения материи, а с другой – желательно соблюсти определенную терминологическую преемственность, наиболее адекватным представляется использование для обозначения этой формы движения материи термина «социотехнический», недостатком которого, однако, является его определенная нагруженность старым содержанием. Но проблема изменения содержания относится и к терминам «социальная» и «биологическая» формы движения материи, поскольку значительная часть их содержания «уходит» в новые формы движения материи (психическую и биотехническую). Несмотря на то что характерным признаком выделенной формы движения материи является появление техники, ее носителем выступает все же человек, именно поэтому неправильно называть эту форму «технической».

Дальнейшее развитие мира теоретически может привести и к появлению технической формы движения материи с последующей дивергенцией путей развития человека и техники. Однако необходимым условием для этого является появление искусственного разума, что представляется весьма проблематичным (разум неразрывно связан с эмоциями). Скорее всего, дальнейшее развитие человека пойдет по пути его киборгизации (встраивание в биологический организм технических элементов) и использования генных технологий, образуя в итоге новую форму движения материи (биотехническую).

С учетом сказанного приведем уточненное определение культуры в ее широком понимании. Культура – совокупность естественных и искусственных физических, химических, биологических, психических, социальных и социотехнических явлений, связанных с жизнедеятельностью человека, информация о которых передается из поколения в поколение внегенетическим путем. 

Связь внутренней структуры приведенного определения с основными формами движения материи (сферами явлений) позволяет охватить им большинство явлений культуры, а при необходимости последовательно и системно раскрыть любое направление культуры до нужной степени детализации. 

Конечно, можно использовать и более лаконичный вариант определения культуры: совокупность явлений различной природы, связанных с жизнедеятельностью человека, информация о которых передается из поколения в поколение внегенетическим путем. Но в этом случае придется давать дополнительные пояснения по поводу «проявлений различной природы».

Уточнение содержания термина «культура» и ряда других связанных с ним понятий позволяет несколько по-иному взглянуть на глубинные причины возникновения глобального экологического кризиса и возможные пути его решения.

Наверх