Содержание материала

Направления деятельности

Способность человека преодолевать естественные ограничения своего развития неизбежно приводит к возникновению экологических кризисов, сначала локальных, а затем и глобального. Это связано и с тем, что человеческая культура на начальном этапе своего становления носит в основном биофобный, утилитарный и антропоцентричный характер. 

В то же время изучение истории развития различных локальных культур показывает, что после наступления серьезного экологического кризиса (показательно, что совсем избежать этой фазы развития ни одной локальной цивилизации не удавалось) отдельные социумы, меняя свои культурные и иные нормы поведения и вводя определенные хозяйственные ограничения, оказались способны длительное время жить в относительном согласии с окружающей природной средой [5]. 

Проблема однако состоит в том, что нет никакой гарантии, что человечество в целом сможет пережить глобальный экологический кризис, если последний затронет основы биотической регуляции окружающей среды планетарного уровня. При принятии своевременных и адекватных мер глубину наступающего экологического кризиса можно уменьшить, а значит, увеличить шансы человечества на выживание. Сохранение же текущих тенденций нарушения окружающей природной среды сводит эти шансы к нулю.

Повод для осторожного оптимизма дает ситуация, связанная с принятием мер по уменьшению вероятности развязывания широкомасштабной ядерной войны. Как показывает этот опыт, осознание реальности угрозы существованию человечества способно изменить его поведение (возможно подключается инстинкт самосохранения). Однако следует учесть и тот факт, что если в случае ядерной угрозы достаточно было донести нужную информацию до узкого круга лиц, принимавших соответствующие решения, то в случае глобального экологического кризиса такую информацию необходимо будет донести до значительно большего количества населения планеты, поскольку само решение проблемы связано с определенными ограничениями, которые должны в целом поддерживаться обществом. 

Кроме донесения объективной информации о перспективах дальнейшего развития искусственного мира при сохранении существующих тенденций необходимо проводить целенаправленную работу по изменению отношения человека к окружающей природной среде через процесс социализации.

Речь идет о необходимости изменения культуры человека, в том числе повышения уровня его экологической культуры. Каждый человек обладает определенной культурой, а значит, и ее неотъемлемой составляющей – экологической, проявляющейся в сфере взаимодействия человека и природы. Повышение уровня экологической культуры должно сочетаться с экологизацией культуры в целом (под экологизацией в данном случае понимается повышение доли и значимости экологических вопросов во всех сферах деятельности человека).

Изменение культурных норм должно идти и по другим направлениям, например, оно может быть связано с типами поведения человека. Сдвиг естественного баланса в системе «альтруизм – эгоизм» в сторону эгоизма (по объективным и субъективным причинам) значительно снижает устойчивость социальных систем и крайне затрудняет организацию кооперативных действий по ликвидации экологических угроз как на локальном, так и глобальном уровне [12]. Соответственно необходимо предпринять целенаправленные усилия по нейтрализации негативных последствий этого сдвига.

Конечно, одними изменениями культуры всех проблем экологической безопасности не решить, но эти изменения являются определенным базисным условием (необходимым, но недостаточным), реализация которого может позволить в перспективе выйти на новый уровень взаимоотношений человека и природы.

Возникает вопрос об управлении культурными изменениями. Отметим в этой связи два важных момента. Во-первых, для управления изменениями (по сути осознанным развитием, поскольку искусственный мир требует искусственного управления) необходимо создание системы управления с обязательным наличием второго контура обратной связи [1]. Во-вторых, наличие тесной связи явлений культуры с основными сферами деятельности человека – экономической, социальной, политической и духовной делает невозможным создание системы управления только культурными изменениями (необходимо более крупное общее целеполагание).

Построение такой системы управления возможно в рамках реализации идеологии устойчивого развития. Однако в данном случае имеются нюансы, связанные с целеполаганием. К сожалению, четких целей именно устойчивого развития пока не сформулировано. Но обнадеживает тот факт, что в итоговом документе международной конференции «Рио+20» эта задача теперь поставлена [2]. Выход же на актуальные для выживания цели (если этого удастся добиться) неизбежно приведет к серьезным концептуальным изменениям в понимании устойчивого развития. В целом на повестку дня выходит вопрос о создании на базе концепций устойчивого развития и биотической регуляции окружающей среды новой концепции глобальной экологической безопасности.

Наверх