Содержание материала

Принципы государственной политики Челябинской области в сфере охраны и использования водных объектов

Третьей задачей Концепции является определение основных принципов политики в рассматриваемой сфере.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [2] законодательно закреплены принципы охраны окружающей среды, которые необходимо соблюдать в сфере экологической политики. Часть из них может быть применена и для сферы охраны и использования водных объектов. 

Наиболее значимыми для рассматриваемой сферы являются следующие принципы:

  1. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  3. Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  4. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  5. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  6. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  7. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  8. Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  9. Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  10. Организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры.Водный Кодекс Российской Федерации [3] определяет ряд дополнительных принципов, которые должны учитываться в сфере охраны и рационального использования водных объектов на региональном уровне:
  11. Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представлении о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
  12. Приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
  13. Сохранение особо охраняемых водных объектов;
  14. Целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
  15. Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.
  16. Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имею право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия;
  17. Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход).
  18. Регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей;
  19. Регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
  20. Комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями. Учитывая особенности Челябинской области, имеющей напряженный водохозяйственный баланс, региональная политика в сфере охраны и использования водных объектов дополняется еще рядом принципов, повышающих ее эффективность:
  21. Экономия водных ресурсов;
  22. Перенос центра тяжести от борьбы с последствиями негативных явлений к борьбе с причинами их возникновения;
  23. Учет приоритетности принимаемых мер и проводимых мероприятий. 
Публикации
Наверх