Непрерывный рост антропогенного воздействия на окружающую природную среду закономерно привел к ухудшению ее качества во многих районах планеты. Мировое сообщество было вынуждено отреагировать на возникшую проблему, в том числе разработкой идеи устойчивого развития. Практические мероприятия по реализации данных идей наиболее полное отражение нашли в Повестке дня на ХХІ век [5], необходимость согласования которой на уровне различных государств неизбежно привела к определенной редукции как понимания сути проблемы, так и предлагаемых путей ее решения. 

Одним из таких упрощений было сведение проблем взаимодействия двух систем (человеческого общества и природы) к трем аспектам устойчивого развития – экономического, социального и экологического. Следовало надеяться, что в дальнейшем будет разработана более системная структура устойчивого развития. Однако этого не произошло и в итоговом документе Конференции по устойчивому развитию Рио + 20 опять говорится о тех же трех аспектах и основной задачей ставится их взаимное согласование [1]. Учитывая, что за прошедшие годы как по всем трем аспектам, так и по их взаимному согласованию добиться впечатляющих успехов не удалось, необходимо вернуться к рассмотрению основ идеи устойчивого развития, но уже на системном уровне.

Наиболее крупными объектами взаимодействия на системном уровне являются человеческое общество в целом и природа (точнее – планета Земля). Оба объекта имеют сложную структуру, которую необходимо учитывать при их исследовании. Конечно, любое структурное деление обладает некоторой долей условности и ведет к потере ряда свойств, связанных с эмерджентностью объекта как целого, что нужно учитывать при синтезе результатов изучения частных взаимосвязей. На каждом уровне структурного деления наблюдаются свои особенности как внутреннего взаимодействия, так и взаимодействия этих частей с внешней системой и ее частями. В общем случае в полной мере взаимодействуют однопорядковые сущности (структуры), что также необходимо учитывать при проведении исследований. 

Структурное деление общества может и должно производиться по разным основаниям. В обязательном порядке необходимо учитывать как функциональную структуру общества, так и организационную.

В функциональном плане общество как систему наиболее часто принято делить на четыре подсистемы (сферы), обладающие своими специфическими особенностями формирования и развития – социальную, экономическую, политическую и духовную. Все они достаточно тесно связаны между собой, и если мы сознательно планируем значительно изменить параметры какой-либо из указанных подсистем, то это требует определенного «согласования» с другими подсистемами. 

Основной упор в Повестке дня на ХХІ век сделан на необходимости изменений в двух подсистемах – экономической и социальной, причем они носят в основном количественный характер. Предлагается за счет расширения существующих рыночных механизмов увеличить общий объем производства товаров потребления (снижая их удельную энерго- и ресурсоемкость) и попытаться сделать их потребление более равномерным как между странами, так и внутри стран. Поскольку эти предложения не выходят за рамки существующей парадигмы экономического и социального развития, это означает, по логике разработчиков Повестки, что никаких серьезных изменений в политической и духовной сферах общества производить не требуется. Поэтому в рамках духовной сферы обращается внимание только на развитие науки и экологическое образование (главы 35 и 36). В рамках политической сферы предлагается в большей степени учитывать вопросы охраны окружающей среды при принятии управленческих решений (глава 8), а также усилить роль основных групп населения в части, касающейся устойчивого развития в его существующей трактовке (раздел ІІІ). При этом даже в социальной сфере рассматриваются в основном только вопросы, связанные с материальным благополучием и здоровьем человека (качества идеального потребителя). Все это означает попытку (через интенсификацию использования ресурсов природы) сохранения текущей модели развития человеческого общества, без серьезных изменений его функциональных систем.

Человеческое общество хотя и представляет собой некую единую «геологическую силу» [2], но территориально и по формам объединения локальных социальных групп выделяются его отдельные структурные единицы, по-разному взаимодействующие как с окружающей природной средой, так и между собой. Можно выделить такие структурные единицы, как цивилизации, государства (и их объединения), территориальные общности (населенные пункты), различные социальные общности, вплоть до семьи. По некоторым из них ведется целенаправленная деятельность в рамках устойчивого развития, например, по населенным пунктам (глава 7 Повестки), однако такая работа не является системной.

Элементарной структурной единицей общества является человек. Но эта элементарная единица по сути сложнее, чем система, в которую она входит, и в свою очередь также может рассматриваться как система, имеющая определенную структуру. Человек обладает произвольной активностью и имеет собственные цели, которые могут значительно отличаться от интересов общества. Он способен самостоятельно определять свои отношения с окружающей природной средой. Поскольку общество любого уровня реализуется через участие в нем конкретных людей, которые принимают решения, в том числе и на основе собственного мировоззрения, неизбежно возникает вопрос и о таком структурном элементе общества, как «человек».

Если на уровне общества еще можно говорить об экономическом и социальном аспектах устойчивого развития (дополнив политическим и духовным), то на «элементарном» уровне следует учитывать «внутреннюю структуру» самого человека, определяющую его поведение и деятельность. 

Рассмотрим один очень важный аспект «внутренней структуры» человека – его потребности, оказывающие значительное влияние как на поведение, так и на деятельность, и более полное удовлетворение которых фактически (если учитывать потомков) является миссией устойчивого развития.

В главе 4 Повестки дня на ХХІ век в общих чертах говорится о необходимости удовлетворения основных потребностей человека (не раскрывая их содержания) через создание рациональных структур производства и потребления. Очевидно, что речь идет только о «материальном» потреблении. Видимо предполагается, что только после их удовлетворения у человека появляется нужда в удовлетворении нематериальных потребностей (пирамида потребностей Маслоу), с которыми он справится самостоятельно. Такой подход значительно упрощает реальность. Не вдаваясь в детали, отметим, что есть группы потребностей различного уровня (физико-химические, биологические, психические, социальные, социотехнические), в каждой из которых есть свои основные потребности, без удовлетворения которых человек существовать не может. Другими словами, приоритетность в реализации потребностей формируется не вообще, а внутри определенных обязательных групп потребностей, часть из которых носит нематериальный характер.

Вернемся к рассмотрению системы «планета Земля». Проблемы взаимодействия с ней в устойчивом развитии обозначаются как экологический аспект, который необходимо увязать с экономическим и социальным аспектами.

Выделение структурных подсистем планеты необходимо для более точного понимания проблем взаимодействия с человеческим обществом вообще и с его отдельными составляющими в частности. Наиболее крупное и принципиальное деление планеты – на неживую (неорганическую) и живую (органическую) части, обладающие специфическими свойствами и закономерностями развития и проблемы взаимодействия с которыми принципиально отличаются между собой. Отметим, что в итоге формируется, как минимум, три экологических аспекта, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Первый аспект связан с загрязнением окружающей среды и влиянием этого загрязнения на здоровье человека и его инфраструктуру.

Второй аспект связан с использованием природных ресурсов и проблемой их истощения.

Третий аспект связан с антропогенным уменьшением способности биосферы регулировать параметры окружающей среды в пределах, благоприятных для существования высокоразвитых форм жизни [3].

Если первые два аспекта можно увязывать с деятельностью человека (соглашаясь на те или иные издержки как плату за «повышенный» комфорт проживания), то последний носит абсолютный характер. Его нельзя изменить на основе какого-либо «общественного» договора. Требуется безусловное ограничение объемов антропогенного воздействия на биоту до определенного предела, но для этого необходимо более точно определить механизмы биотической регуляции и ее параметры. В Повестке дня на ХХІ век этот вопрос даже не ставится (как и в последующих международных документах), поскольку учет биотической регуляции потребует некоторого изменения существующей парадигмы развития человеческого общества по ряду направлений. 

Отметим, что хотя мы и рассматриваем человеческое общество как самостоятельную систему, ее становление происходило и происходит как усиленное развитие одной из подсистем природы за счет разрушения других подсистем. Способность человека преодолевать естественные ограничения своего развития неизбежно приводит к возникновению экологических кризисов сначала локальных, а затем и глобального. Изучение истории развития различных локальных цивилизаций показывает, что после наступления серьезного экологического кризиса (совсем избежать этой фазы развития не удается) отдельные социумы, меняя свои культурные и иные нормы поведения и вводя определенные хозяйственные ограничения, оказались способны длительное время жить в относительном согласии с окружающей природной средой [4]. Однако нет никакой гарантии, что человечество в целом сможет пережить глобальный экологический кризис, если последний затронет основы биотической регуляции окружающей среды планетарного уровня. 

С учетом вышесказанного представляется, что трехаспектная модель устойчивого развития слабо отражает существо возникших проблем взаимодействия природы и человеческого общества, и для их успешного решения требуется разработка более адекватных моделей развития. 

Литература

1. Будущее, которого мы хотим: Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию. URL://daccess-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/12/PDF/N1147612.pdf?OpenElement

2. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Научная мысль как планетное явление. Отв. ред. А.Л. Яншин. М.:, "Наука", 1991. С. 235–244.

3. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. 470 с.

4. Даймонд Дж. Коллапс: Как и почему одни общества приходят к процветанию, а другие – к гибели. М.: Астрель: CORPUS, 2011. 800 с. 

5. Повестка дня на ХХІ век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 2–14 июня 1992 года). 

URL://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml

Публикации
Наверх