Содержание материала

Формы и виды поведения

Термином «свобода» могут обозначаться различные явления окружающего мира, мы остановимся только на свободе поведения живых организмов. Для начала необходимо определиться, что в данном исследовании понимается под термином «поведение».

Под поведением будем понимать процесс взаимодействия живых существ, имеющих нервную систему, с окружающей средой и другими организмами. На начальных этапах развития нервной системы поведение организмов находится под контролем безусловных и условных рефлексов. Безусловные рефлексы представляют собой постоянные врожденные реакции организмов на определенные воздействия окружающей среды. Условные рефлексы – приобретенные в течение жизни стереотипные реакции, которые возникли на базе безусловных рефлексов. В целом будем считать, что поведение организмов, осуществляемое на основе условных и безусловных рефлексов, является автоматическим и генетически предопределенным, то есть свобода поведения у таких организмов отсутствует.

Развитие нервной системы привело к формированию сознания, которым обладает не только человек, но и другие животные с достаточно развитой нервной системой (c наличием ощущений и эмоций, памяти, центров обработки информации, принятия решений и их реализации). В целом можно выделить четыре уровня развития сознания [1].

На первом, организменном уровне сознания, которое (в несколько иной трактовке) ряд исследователей обозначает как первичное сознание [2,3,4], мышление носит эмоциональный характер (осуществление последовательной оценки внутренних и внешних воздействий через положительные и отрицательные эмоции), в то же время восприятие (моделирование объективной реальности по совокупности ощущений) и представление (воспроизведение сознанием моделей реальности по памяти) находятся в зачаточном состоянии, а воображение (способность сознания манипулировать моделями реальности) отсутствует. Отсутствие воображения ведет к невозможности постановки цели. В итоге выбор вариантов поведения происходит хотя и с участием эмоций, но в автоматическом режиме в виде реакций на поступающие стимулы с учетом предшествующего жизненного (онтогенетического) опыта. Это поведение наслаивается на инстинктивные (автоматические) программы поведения, имеющие генетическую природу.

Таким образом, на организменном уровне сознания свобода поведения у организмов также отсутствует, однако между «инстинктивным» и «эмоциональным» поведением имеется принципиальная разница. Если управление поведением осуществляется в первом случае на уровне физиологических процессов нервной системы (через рефлекторные дуги), то во втором – на уровне психических процессов, когда часть воздействия передается для анализа в центр принятия решений, после чего и возникает эмоционально окрашенное ощущение. По-видимому, ощущение возникает в момент сравнения новой информации с существующей базой знаний, то есть памятью [5]. В зависимости от результатов эмоционального сравнения, зависящих в том числе от общего текущего эмоционального статуса организма в рассматриваемый момент, принимается вариант реагирования, который по прогнозному сценарию предшествующего опыта либо уменьшает величину отрицательных эмоций, либо увеличивает величину положительных. Добавим, что на организменном уровне сознания поведение носит неосознаваемый реактивный характер, коммуникация с другими организмами практически отсутствует (одиночный образ жизни), полученный онтогенетический опыт другим особям и поколениям не передается.

Второй уровень сознания связан с видовыми взаимодействиями, когда организмы стали способны с помощью нервной системы отличать «своих» от «чужих» и осуществлять по отношению к ним различное, то есть целенаправленное поведение. Принципиальное отличие целенаправленного поведения от его предшествующей формы – появление способности тормозить или откладывать непосредственную реализацию текущей потребности, возникающей от внутренних или внешних стимулов, ради достижения этой же потребности или иной в модельном будущем, которое обладает какими-либо преимуществами перед стратегией ее немедленного удовлетворения. Обозначим эту способность термином «воля». Чем сильнее сила воли, тем большей свободой поведения от автоматических программ поведения обладает организм.

На видовом уровне у мышления появились элементы рациональности, связанные с достижением определенной цели через волевые усилия. Поэтому к психическим процессам восприятия и представления добавились зачатки воображения, которое участвует в постановке целей, однако осознание еще отсутствует, мышление носит эмоционально-рациональный характер. На этой стадии начинается процесс неосознанного информационного обмена между организмами через химические, звуковые, визуальные и иные воздействия. Причем этот обмен еще не носит «диалогового» характера, поскольку каждый организм нацелен в основном «на прием», точнее создание информации [6], в том числе и от воздействий других организмов, но при этом непроизвольно и сам служит источником аналогичной информации для других. Появление способности к коммуникации позволяет животным уже организовывать определенные группы и часть онтогенетического опыта передавать (неосознанно) другим особям (врожденно-приобретенная форма обучения). По форме активности рассматриваемое поведение можно отнести к «реактивно-активному». Поведение на видовом уровне хотя и обладает определенной свободой, однако при этом большинство действий осуществляется на уровне автоматических программ, поэтому условно такое поведение назовем «автоматически-произвольным».

На биосоциальном уровне сознания мышление имеет рационально-эмоциональный характер, значительная часть знаний формируется через социальное научение у сородичей, в основном через подражание [7], в том числе через семейное воспитание, вплоть до активного инструктирования [8]. Передача знаний сородичам может носить целенаправленный характер с учетом их возможной осведомленности [9]. У наиболее развитых видов животных коммуникации уже присущ диалоговый характер [10] с достаточно высоким уровнем абстракции [11], что позволяет формировать сложные биосоциальные сообщества типа семьи, колонии, стада. Появляются зачатки самосознания, что подтверждается, например, узнаванием некоторыми животными себя в зеркале [12,13,14]. Увеличивается сила воли, целеполагание иногда может значительно отличаться от текущих потребностей. Растет вес рациональности в принимаемых решениях. По форме активности такое поведение можно отнести к «активно-реактивному», а по степени свободы – к «произвольно-автоматическому».

На социотехническом (человеческом) уровне сознания мышление носит в основном рациональный характер с высоким уровнем абстракции, которое у животных (например, у приматов) находится в зачаточном состоянии, обучение происходит через культуру, коммуникация становится обязательной. В течение жизни, как правило, формируется устойчивое самосознание, поведение становится активным. Богатое воображение, знания и достаточная сила воли позволяют человеку формировать и достигать долгосрочные цели, которые могут полностью не совпадать с текущими потребностями, то есть уровень свободы поведения от автоматических программ в целом достаточно высокий.

Некоторые из приведенных выше характеристик поведения организмов на различных уровнях развития сознания представлены в таблице.

 Таблица. Формы и виды поведения

По уровню сознания По типу мышления По уровню осознания По форме активности По степени общности По развитости коммуникации По форме обучения по степени свободы
Организменное (биологическое) эмоциональное неосознаваемое реактивное одиночное некоммуникативное врожденное автоматическое
Видовое эмоционально-рациональное неосознаваемое реактивно-активное групповое (популяция) однонаправленно коммуникативное врожденно-приобретенное автоматически-произвольное
Биосоциальное рационально-эмоциональное частично осознаваемое активно-реактивное биосоциальное (семья, колония, стадо) эпизодически коммуникативное приобретенно-врожденное произвольно-автоматическое
Социотехническое рациональное осознаваемое активное социотехническое (социум) обязательно коммуникативное приобретенное произвольное

 Каждая новая форма сознания не отменяет предшествующую, а лишь трансформирует ее, поэтому у человека функционируют все четыре выделенных формы сознания (организменная, видовая, биосоциальная, социотехническая). Причем, чем древнее форма сознания, тем более оперативно она реагирует на изменение условий существования. Сознательное реагирование предполагает длинную цепочку событий через все уровни сознания вплоть до самосознания. Центры принятия решений предшествующих уровней сознания могут действовать относительно независимо и по более широкому спектру задач, включая возможности параллельной работы по нескольким направлениям одновременно. Во многих случаях самосознание («Я») всего лишь осознает решение, которое уже было принято ранее (оправдывая его теми или иными рациональными аргументами), а в экстремальных ситуациях начинает реализовываться еще до его осознания. Так, по данным измерений импульсов головного мозга участников одного из экспериментов [15], ученые смогли определить, какую страну выберет человек для отдыха еще до того, как он сделает свой осознанный выбор. Другие эксперименты показывают, что в сложных случаях (многовариантных) при недостатке времени лучше полагаться на собственные эмоции, чем на рациональное мышление, которое в таких ситуациях не успевает «качественно» просчитать и сопоставить все возможные варианты [16].

Возникает вопрос не только о степени детерминированности осознанно принимаемых решений от уже принятых решений на предшествующих уровнях сознания, но и о том, насколько свободным можно считать поведение, причины которого мы часто даже не осознаем.


 

Публикации
Наверх