Содержание материала

Виды свободы

Самым простым вариантом ухода от проблемы неосознанно принимаемых решений является представление о том, что свободным можно считать только осознаваемое поведение. Но другие уровни сознания человека также уникальны, как и его самосознание, и они имеют прямое отношению к личности человека, тем более что большинство решений принимается именно на этих, более низких уровнях сознания. К тому же необходимо отличать поведение, основанное на инстинктах (где нет свободы), от поведения, обусловленного нашим онтогенетическим опытом (где есть определенная свобода).

Учитывая этапы развития сознания, выделим несколько видов свободы человека.

На организменном уровне сознания, где главенствуют эмоции, свобода поведения организмов отсутствует. Для такого развитого организма, как человек, нет ситуаций, которые бы полностью определялись только эмоциональной оценкой, но чем больше вызывает эмоций та или иная ситуация, тем меньше остается свободы в принятии решений на других уровнях сознания.

На видовом уровне сознания свобода поведения проявляется в ситуациях, связанных со спецификой иерархических отношений по принципу лояльности – агонизма. Поэтому если поведение человека обусловлено ситуацией, связанной с иерархическими отношениями (борьба за место в социуме, статус), то решения принимаются в основном на видовом уровне сознания, но при этом у этих решений есть определенная свобода, которая зависит от жизненного опыта человека. Такую свободу назовем видовой свободой поведения.

На биосоциальном уровне на лояльное – агонистическое поведение накладывается следующий уровень, связанный с альтруизмом – эгоизмом. Этот уровень еще зависит от генетики, но важную роль в становлении отношений «альтруизм – эгоизм» играет предшествующий онтогенетический опыт взаимодействия людей. Недостаточный уровень осознания на этом уровне, видимо, компенсируется наличием зеркальных нейронов, через которые возникает в том числе чувство сопереживания, способствующее возникновению альтруистического поведения (или не возникает, что усиливает эгоистическое поведение). Уточним, что аналогичные полностью врожденные программы поведения на более низких уровнях развития, при которых организм совершает действия, похожие на альтруистические (эгоистические), являются всего лишь сложными автоматическими программами [17]. Обозначим такие виды альтруизма и эгоизма, как автоматические (автоальтруизм и автоэгоизм). Свободу поведения, связанную с альтруизмом и эгоизмом, обозначим как биосоциальную свободу.

Социотехнический уровень характеризуется рациональным типом мышления, и он не только повлиял на базовые мотивации поведения предшествующих уровней, но и создал свою мотивацию, основанную на кооперативных – конкурентных отношениях. Только на этом уровне индивид способен сознательно оценить преимущества и недостатки кооперации (сотрудничества, взаимопомощи) и конкуренции (борьбы, соперничества) с другими индивидами в той или иной ситуации и принять соответствующее решение, в значительной степени определяющее его дальнейшее поведение. Использование терминов «кооперация» и «конкуренция» на других уровнях развития организмов носит метафорический характер, поэтому для уменьшения искажения смысла будем обозначать такие процессы, как «автокооперация» и «автоконкуренция» [17]. Внутри социумов преобладает кооперация, между социальными группами – конкуренция, однако в зависимости от культурных норм вариации могут быть значительными.

Социотехническая свобода поведения, безусловно, определяется не только базовой для данного уровня сознания мотивацией по линии кооперация – конкуренция, но и такой социотехнической мотивацией, как мотивация к познанию мира, которая имеет свои эволюционные корни в ориентировочно-исследовательском поведении животных.

Следует сделать еще одно важное замечание. Организменный, видовой и биосоциальный уровни сознания человека находятся на более высокой стадии развития (за счет влияния социотехнического сознания), чем аналогичные уровни сознания организмов, для которых данные уровни являются наивысшими.

Таким образом, свобода поведения человека от автоматических программ (генетических и онтогенетических) состоит из целого ряда свобод (организменной, видовой, биосоциальной, социотехнической), значительная часть из которых может и не осознаваться, или осознаваться только частично, а иногда и искаженно (неверное определение реального мотива того или иного поведения).

Появление все новых видов свободы (от организменной до социотехнической) однозначно говорит о ее росте в целом в процессе эволюции живых организмов, имеющих нервную систему. Однако это еще не означает, что все виды свободы увеличиваются одновременно. Необходимо рассмотреть эволюцию каждого выделенного вида свободы отдельно. Но для этого следует предварительно определиться с содержанием понятий «свобода воли» и «свобода поведения».


 

Наверх