Содержание материала

Свобода воли и свобода поведения

Свобода поведения появляется вместе с сознанием, то есть после возникновения субъективной реальности [18], которая образуется на организменном уровне сознания. До этого уровня любое поведение организмов подчиняется строгим законам объективного мира на уровне безусловных и условных рефлексов нервной системы.

На организменном уровне выбор варианта поведения происходит в том числе через использование эмоций с учетом онтогенетического опыта. Эмоции относятся к психическим явлениям, а не к нервным (физиологическим), поэтому поведение уже не подчиняется законам объективной реальности, и по отношению к ней оно обладает определенной свободой (внешний наблюдатель не может точно прогнозировать поведение такого организма). Однако сам выбор происходит автоматически, то есть «воли», как способности тормозить реализацию текущей потребности ради другой (или той же) потребности в будущем, еще нет (есть ситуация выбора между двумя потребностями). Нет и внутренней свободы, так как решение детерминировано соотношением эмоциональных оценок без участия воли. Но поскольку такое решение в ситуации выбора ведет к появлению свободы по отношению к внешней среде (объективной реальности) и является определенным эволюционным этапом в становлении воли как таковой, вполне имеет смысл ввести для него отдельное обозначение – «предволя».

Предволя – эволюционная предтеча воли, решение в условиях выбора между имеющимися вариантами поведения (условия задаются извне), а не поиск вариантов поведения для достижения определенных целей, когда поведение осуществляется на основе не только генетических механизмов, но и онтогенетического субъективного опыта и эмоций. Обратим внимание на то, что на этом этапе в нервной системе, видимо, еще не происходит четкого разделения двух процессов – принятие решения и его реализация.

Способность торможения поведения, направленного на удовлетворение текущей потребности, означает, что, во-первых, у организма появилась определенная модель окружающей реальности, в рамках которой он может прогнозировать желаемое будущее (появляется некий прообраз цели), а во-вторых, он способен за счет целенаправленных действий добиться реализации этого будущего. Другими словами, появившаяся свобода имеет два взаимосвязанных этапа. Первый этап связан со способностью организма ставить цели, второй – со способностью их достигать.

Проблема «свободы воли», связанная с попытками оценить степень детерминированности поведения организмов от внешних или внутренних факторов воздействия, относится только к первому этапу. Для ответа на вопрос: «существует ли свобода воли?» необходимо учитывать приведенные ниже обстоятельства.

Процесс постановки цели происходит в субъективной реальности, поэтому по отношению к процессам объективной реальности «свобода воли» как явление, безусловно, существует. Но это не значит, что она полностью независима от объективной реальности. Физиологические состояние и потребности, взаимодействия с другими организмами и окружающей средой на начальных этапах эволюционного развития в значительной степени (но не полностью) детерминируют процесс целеполагания организма.

Кроме того, в субъективной реальности есть определенные закономерности, которые, с одной стороны, по-своему детерминируют процессы постановки целей, с другой – ограничивают возможный спектр целеполагания.

Второй этап определяет свободу поведения организма (через достижение поставленных целей) и аналогично свободе воли зависит как от субъективных особенностей организма, так и объективных его возможностей, связанных с взаимодействием с окружающей средой, а также от особенностей самой окружающей среды и взаимодействий с другими организмами.

Свобода воли и свобода поведения в указанном выше смысле появляются на видовом уровне развития сознания. Это связано с тем, что у организмов одного вида есть генетическая предрасположенность к более тесному взаимодействию. Они связаны процессами размножения и существуют в одной экологической нише, образуя территориальную общность, что ведет к повышенной частоте контактов. Здесь в первую очередь возникает необходимость дополнительного регулирования внутривидовых взаимодействий, основанных на жизненном опыте. Свобода воли на видовом уровне ограничена задачами, которые стоят перед организмами на этом уровне развития.

Заметим, что, хотя использование термина «цель» для рассматриваемого уровня сознания несколько избыточно, употребление прилагательного «видовая» позволяет отделить такое целеобразование от более высоких его уровней. Альтернативный вариант – использование для описания становления процесса воления таких психологических терминов, как влечение, стремление, желание, хотение, что, однако, сильно затруднено многообразием точек зрения на сферу их применения [19, 20], но при желании каждый из перечисленных терминов можно попробовать соотнести с соответствующим этапом развития воли.


 

Наверх