Содержание материала

Появление свободы человека на организменном уровне сознания

Напомним, что под свободой человека мы понимаем два хотя и связанных, но разных процесса: свободу воли (внутреннюю свободу, свободу целеполагания) и свободу поведения (внешнюю свободу, свободу в достижении поставленных целей). Первый процесс относится к субъективной реальности, второй – к субъективно-объективной реальности [18].

Как мы указывали выше, свобода воли на организменном уровне сознания отсутствует, поскольку нет еще самой воли. На этом уровне есть только предволя, которая позволяет делать выбор посредством эмоциональной оценки имеющихся в наличии вариантов поведения.

Выделение такого психического образования, как предволя, позволяет несколько по-новому оценить знаменитые эксперименты Б. Либета по изучению произвольного движения рукой [21], согласно которым потенциал готовности (ПГ) двигательной коры головного мозга предшествовал сознательному желанию совершить такое движение примерно на 1 секунду (от 550 до 1050 мсек). В свое время эти эксперименты поставили под вопрос само существование свободы воли [22]. Нам важно отметить, что в экспериментах было установлено различие в сроках возникновения ПГ в зависимости от изменения условий их проведения. У тех участников, которые смогли действовать относительно спонтанно, ПГ возникал за 550 мсек до начала действия, у тех, кто в какой-то мере планировал свои действия – за 1050 мсек. В случае же автоматического неконтролируемого поведения, например при быстрой реакции на неожиданный стимул, ПГ вообще не появлялся. По нашему мнению, в первом случае решение о движении рукой принималось на организменном уровне сознания с использованием только предволи, а не воли (ситуация простого выбора, предложенного извне). Во втором случае к решению через планирование подключалось самосознание (а значит и воля), что вело к задержке в принятии аналогичного решения. В третьем случае в действие включались программы автоматического (досознательного) реагирования (на уровне безусловных рефлексов).

Эксперименты Б. Либета показывают зависимость заблаговременности формирования ПГ двигательной коры головного мозга от уровня сознания, на котором принимается соответствующее решение. Это означает, что возможна экспериментальная проверка верности гипотезы наличия у человека четырех уровней сознания (организменного, видового, биосоциального и социотехнического), правда при условии, что базовые мотивации соответствующих уровней, под которые должны быть настроены варианты экспериментов, определены верно. Наименьшая заблаговременность возникновения ПГ должна наблюдаться в ситуациях позитивной – негативной оценки, затем при решениях, связанных с лояльной – агонистической мотивацией, далее с альтруистической – эгоистической. Наибольшую заблаговременность возникновения ПГ должны показывать эксперименты, связанные с самосознанием, то есть с кооперативной – конкурентной мотивацией. Аналогичная закономерность должна наблюдаться и при движении от эмоциональных задач к рациональным (как вариант, через повышение уровня абстрактности предлагаемых для решения задач), однако выделение конкретных уровней сознания при таком подходе представляется проблематичным.

В процессе эволюции живых организмов значимость предволи в принятии решений постоянно уменьшается, поскольку вместе с новыми уровнями сознания появляются и новые мотивации для принятия решений. Эта тенденция сохраняется и на этапе эволюции человека, когда основную роль в снижении значения предволи в принятии решений играет рост самосознания. Тем не менее предволя принимает участие в решении задач выбора на всех уровнях сознания, что вполне согласуется с основной идеей гипотезы соматического маркера Антонио Домасио о важности эмоций для принятия любых решений [23].

В общем случае на организменном уровне сознания нет не только свободы воли, но и свободы поведения (оно автоматическое). Поскольку эмоциональное поведение ситуативно и сиюминутно, оно часто может мешать человеку в достижении более отдаленных целей, поэтому самосознание пытается взять под контроль такое поведение. Например, рациональное сознание способно в некоторой степени влиять на эмоциональное состояние организма и его эмоциональную реакцию на различные воздействия, в том числе через использование специальных психотехник (аутотренинг, аффирмации) и лекарственных препаратов. Другими словами, у человека появляется определенная (опосредованная самосознанием) свобода поведения и на организменном уровне сознания.

Одним из побочных результатов появления эмоциональной свободы поведения выступает увеличение возможности получения человеком положительных эмоций, не имеющих адекватного биологического смысла (через алкоголь, наркотики и другие психотропные вещества) и приводящих к выбору ошибочных для организма в целом вариантов поведения. Формирование культуры гедонистической направленности приводит к увеличению количества людей, страдающих от избыточной стимуляции положительных эмоций, свобода поведения которых в большей степени зависит от мотивации организменного уровня, по сравнению с людьми, у которых баланс между негативными и позитивными эмоциями не нарушен. Однако поскольку такие искусственные изменения не затрагивают генетических основ формирования мотивации этого уровня, в целом естественный баланс между негативными и позитивными эмоциями в ходе эволюции человека, видимо, не изменился.

В то же время можно отметить в эволюционном развитии человека дальнейшую дифференциацию первичных (позитивных – негативных) эмоциональных состояний, что создает предпосылки для формирования все более сложного поведения.


 

Наверх