Содержание материала

Эволюция свободы человека на видовом уровне сознания

Воля как феномен психики возникает на видовом уровне сознания и проявляется в способности организмов ставить (свобода воли) и достигать (свобода поведения) желаемые цели. Первоначальные эти цели мало отличались от «целей» (результатов реализации) соответствующих автоматических программ поведения, обладающих по существу эквифинальной направленностью [24]. С развитием психики указанное расхождение увеличивалось, однако важным представляется не только этот факт, но и новый способ достижения желаемой цели. Другими словами, формально цель организма на видовом уровне сознания может полностью совпадать с результатом реализации какой-либо из имеющихся автоматических программ, но ее формирование и способ достижения будут уже совершенно иными с учетом жизненного опыта, модели окружающей среды [25] и прогноза развития текущей ситуации. То есть в детерминации воли появляется субъективная составляющая, которую с объективной точки зрения и можно считать свободой воли. В то же время детерминация целей видового уровня еще в значительной степени определяется объективной реальностью.

Эволюционные изменения свободы воли человека на видовом уровне сознания (как, впрочем, и на других уровнях сознания) происходят по нескольким направлениям, каждое из которых может выступать в качестве ее характеристики.

Степень свободы воли можно оценить по соотношению факторов объективной и субъективной детерминации. На видовом уровне в процессе развития при постановке целей уменьшается доля объективного и увеличивается доля субъективного детерминизма: все больше физиологическое состояние организма влияет на целеполагание через призму психологического состояния (аналогичная ситуация складывается и с потребностями); внутривидовые взаимодействия, основанные на безусловных и условных рефлексах, осложняются онтогенетическими нормами поведения, включая культурные; влияние параметров окружающей среды все больше опосредуется субъективной моделью этой среды. Таким образом, степень свободы воли на видовом уровне сознания увеличивается.

Увеличение видовых потребностей человека и усложнение модели окружающей среды ведут к расширению перечня (спектра) желаемых и достижимых целей, то есть наблюдается как относительный, так и абсолютный рост еще одной из характеристик свободы воли, связанной со спектром целеполагания, который расширяется. Кроме того, меняется и распределение целеполагания по сферам жизнедеятельности внутри этого спектра.

Рост знаний, возможностей организма человека (в том числе за счет использования техники) и улучшение прогнозирования развития текущей ситуации позволяют ставить все более отдаленные цели, то есть увеличивается временная характеристика свободы воли, которую можно назвать горизонтом целеполагания (текущим, краткосрочным, долгосрочным).

Напомним, свобода поведения зависит от особенностей организма человека (объективных и субъективных), а также взаимодействий с другими людьми и окружающей средой.

Из объективных характеристик человека следует отметить его физические возможности, которые за период становления человека изменились в основном в сторону улучшения координации движений, что несколько увеличивает свободу поведения. Однако основное изменение связано с созданием техники, что привело к многократному увеличению возможностей человека во взаимодействии с окружающей средой.

К субъективным характеристикам человека, влияющим на свободу его поведения, можно отнести знания, умения, навыки, а также такую психическую особенность, как сила воли.

Рост знаний безусловен (накапливаются и передаются через культуру), общая совокупность умений и навыков у человечества также возрастает, однако надо учитывать тот факт, что наличие умений и навыков носит персональный характер (больше относится к способу достижения целей). Сила воли влияет на возможную величину отклонения поведения от актуализированных автоматических программ поведения и характеризует психическую способность преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели.

Сила воли влияет и на свободу поведения – через опыт реализации ранее поставленных целей. Учитывая, что в ходе эволюционного развития меняется соотношение количества автоматических генетических программ поведения к количеству автоматических онтогенетических программ поведения (доля последних непрерывно увеличивается), возможности отклонения от автоматических программ поведения возрастают, так как преодолевать действие онтогенетических программ в целом легче, чем генетических.

Изменение условий окружающей среды неоднозначно влияет на свободу поведения человека (на всех уровнях сознания). С одной стороны, замена естественной природной среды на антропогенно измененную и искусственную создает благоприятные условия для реализации значительно большего количества целей, например в городах (что увеличивает свободу поведения), с другой – возможности окружающей природной среды, касающиеся удовлетворения различных человеческих потребностей, не безграничны, они уменьшаются, что создает новые трудности в реализации многих целей, тем самым уменьшая свободу поведения.

Важным представляется анализ эволюционных изменений видовой свободы поведения, связанных с изменениями в отношениях между людьми. На видовом уровне эти отношения базируются на мотивации поведения, связанной с лояльностью – агонизмом. Выступая в виде социального регулятора, эти отношения несколько уменьшают свободу поведения людей, в том числе и через построение иерархических отношений. С другой стороны, учитывая, что под социальностью (в широком смысле слова) мы понимаем способность организмов использовать полученные в течение жизни знания для совместной жизнедеятельности, наличие социальных отношений увеличивает возможности их участников по достижению желаемых целей.

По мере эволюционного развития баланс между лояльным и агонистическим поведением несколько меняется, поскольку он зависит не только от генетических факторов, которые тоже могут претерпевать изменения, но и от культурных норм. Способность культуры смещать баланс в сторону снижения внешнего проявления агрессивности (одного из видов агонистического поведения) была в свое время отмечена А.П. Назаретяном, который выдвинул гипотезу техно-гуманитарного баланса [26]. В соответствии с этой гипотезой коэффициент кровопролитности (отношение среднего числа убийств в единицу времени к численности населения) в ходе исторического развития сокращается, несмотря на рост убойности силы оружия: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства сублимации агрессии и культурно-психологической регуляции необходимы для сохранения социума. При этом автор гипотезы учитывает действие только культурного фактора в снижении выражения агрессивности, считая последнюю величиной постоянной.

В то же время исследования антропологов показывают, что снижение агрессивности человека происходило и на основании генетических изменений под давлением как полового, так и группового (социального) отбора. Рождение все более беспомощных детенышей и возрастание периода взросления приводили к необходимости увеличения доли мужского вклада в воспитание потомства, что вело через половой отбор к снижению мужской агрессивности (агрессивность и забота о потомстве находятся в обратной зависимости), так как на определенном эволюционном этапе (еще у позднейших гоминид) предпочтение стало отдаваться особям со все менее агрессивными чертами [27, 28]. Излишняя агрессивность не всегда соответствовала и новым отношениям в возникающих социумах, что должно было приводить к повышенной элиминации таких особей.

Хотя условия проживания конкретных людей могут значительно влиять на уровень проявления агрессивности (например рост скученности в городах), в силу отмеченных причин (как культурных, так и генетически обусловленных) баланс между лояльным и агонистическим поведением у человека все же в целом постепенно смещается в сторону более лояльного поведения, то есть свобода лояльного поведения повышается, агонистического – уменьшается.


 

Наверх