Содержание материала

Эволюция свободы человека на социотехническом уровне сознания

Как мы уже отмечали выше, на каждом уровне сознания появляется новая мотивация поведения (мотивационная пара), которая образуется в результате эволюционного развития базовой мотивации предшествующего уровня сознания. Для социотехнического уровня развития такой мотивационной парой является кооперация – конкуренция. Возникновение кооперации связано с эволюционным развитием альтруизма, а конкуренции – эгоизма.

Поскольку влияние врожденных факторов в данном случае минимально (на уровне предрасположенности к отдельным видам автокооперации и автоконкуренции), баланс между кооперативным и конкурентным поведением в социуме подвержен сильным колебаниям и определяется, в первую очередь, его соответствующими культурными нормами. Необходимо учитывать также, что рассматриваемый уровень соотносится с рациональным поведением, обусловленным определенными целями в конкретной ситуации: при реализации индивидуальных целей преобладает конкуренция, при реализации групповых – кооперация.

Цикличность развития социумов (условно – рождение, зрелость, закат) приводит к появлению соответствующей цикличности в изменении соотношений между кооперацией и конкуренцией на разных стадиях их развития. Максимум кооперации (и соответствующего поведения) отмечается в начальный период образования социума, максимум конкуренции – при его закате (если он происходит по естественным причинам старения социума). Причем возможно, что одной из основных причин цикличности развития общества является закономерное изменение некоторых параметров свободы его членов при определенных изменениях внешних условий существования. Попробуем пояснить сказанное.

Эволюционный смысл появления свободы состоит в том, что она дает дополнительные возможности (в сравнении с автоматическими программами поведения) реализации основных потребностей организма. Рост свободы воли и свободы поведения каждого человека позволяет ставить и достигать все более отдаленные и сложные цели, стимулируя, соответственно, и развитие силы воли. Однако объединение усилий и, что еще более важно, знаний разных людей в рамках социума позволяет значительно расширить их возможности по удовлетворению потребностей. Неизбежная плата за это – некоторое ограничение личной свободы поведения принятыми социальными нормами поведения.

Наибольшие трудности при реализации поставленных целей (удовлетворение совокупных потребностей) возникают в период становления соответствующего социума, когда требуется максимум коллективных усилий для их достижения. Свобода воли в этот период в значительной степени связана с общими задачами, стоящими перед рождающимся социумом, а реализация этой свободы требует, помимо всего прочего, наличия достаточной силы воли. Вводятся и жестко закрепляются определенные социальные (культурные) нормы поведения. Социальная дифференциация по возможностям удовлетворения своих потребностей в этот период хотя и наблюдается, но она в какой-то мере обоснована (легитимизирована) величиной личного вклада человека в деятельность по развитию социума.

При дальнейшем развитии социума создаются более благоприятные условия для существования его членов. Увеличивается личная свобода воли, однако волевые усилия для достижения поставленных целей в целом снижаются, что, в свою очередь, ведет к повышению роли автоматических программ поведения и снижению реальной свободы поведения. Социальные нормы поведения хотя и сохраняются, но их границы становятся более размытыми. Усиливается социальная дифференциация, в рамках которой достаточно четко выделяется элита, получающая возможность сверхпотребления без обязательной связи с личным вкладом в развитие социума, что ведет к началу вырождения ее свободы. Наступает зрелость социума.

Дальнейшее повышение благосостояния населения приводит к тому, что такое облегченное существование снижает необходимость соблюдения социальных норм, которые вводились в период консолидации общества (растет толерантность к их нарушению). Снижается необходимость личной кооперации (она частично заменяется технологической кооперацией), начинают расти конкурентные отношения. Снижение волевых усилий для достижения основных потребительских целей (в первую очередь у представителей элиты) ведет к дальнейшему повышению роли автоматических программ поведения, включая статусное потребление, которое носит видовой характер и в значительной степени зависит от генетических автоматических программ. На деградацию системы управления накладываются возникающие экологические (ресурсные) ограничения (за счет перепотребления), что и приводит к началу заката развития соответствующего социума.

Помимо циклической изменчивости мотивационной пары кооперация – конкуренция в зависимости от стадии развития рассматриваемого социума (цивилизации) можно выявить и долгосрочную тенденцию ее изменения в зависимости от общей эволюции развития человеческих обществ. В качестве этапов такой эволюции по способу производства выделяют доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество, другой вариант выделения этапов – традиционное общество, общества модерна и постмодерна.

В силу целого ряда причин, часть из которых была нами рассмотрена при анализе мотивационной пары альтруизм – эгоизм, в целом можно отметить текущую тенденцию к уменьшению свободы кооперативного поведения и увеличению свободы конкурентного поведения. В качестве косвенного подтверждения наличия такой тенденции, по крайней мере в XX – XXI веках, может служить увеличение на планете общего количества стран (государств), имеющих тот или иной правовой статус. В то же время процессы глобализации и появление глобальных угроз (в том числе экологической угрозы), приводят к некоторому усилению кооперативного поведения по отдельным направлениям, что не меняет общего тренда. Характерной чертой времени является увеличение социального расслоения в большинстве стран мира между элитой и малоимущими гражданами. Можно отметить также повышение толерантности к различным видам ранее осуждавшегося поведения, рост статусного потребления и др.

Совпадение ряда ключевых характеристик социума периода заката с современным состоянием развитых обществ вызывает обоснованное опасение, поскольку оно говорит о наступлении периода перехода от стадии расцвета (модерна) к стадии заката (постмодерна) для мировой цивилизации в целом.


 

Наверх