К вопросу о концепции формирования экологической культуры

Экологическая культура в широком ее понимании представляет собой часть общей культуры, проявляющейся в сфере взаимодействия человека и природы. Поскольку человек активно взаимодействовал с окружающей природной средой с момента возникновения, он всегда обладал определенной экологической культурой. Вопрос только в том, была ли эта культура биофильна или биофобна, как она влияла на окружающую природную среду.

Культура как явление возникла на определенном этапе развития социальной формы движения материи. Характерной особенностью культуры является способ ее передачи – внегенетический, который существует и у высокосоциализированных видов животных, в том числе приматов. Можно считать, что человеческий этап развития культуры начался с момента сознательного закрепления нужной информации на небиологических материальных носителях (например, наскальные рисунки, культовые предметы и изделия). Становление же самого человека началось несколько раньше – с момента изготовления им одних орудий труда с помощью других (создание техники).

Являясь инструментом в борьбе за существование человека, начальная культура неизбежно носила биофобный характер. Поэтому разрушение, в меру своих возможностей, естественной природной среды обитания даже на заре становления человечества являлось скорее правилом, чем исключением, что регулярно приводило к возникновению множества локальных экологических кризисов. С развитием культуры и техники (это взаимообусловленные процессы) росли и возможности человека по использованию ресурсов природной среды, в том числе и для создания искусственной среды обитания.

Большинство материальных проявлений искусственного мира не характерно для естественного, природного мира, не вписывается в его круговороты вещества и энергии и не способно существовать самостоятельно. Все возрастающая подпитка искусственного мира веществом и энергией из естественного мира ведет последний ко все большему разрушению и, как следствие, возникновению глобального экологического кризиса.

Сущность глобального экологического кризиса заключается не в загрязнении окружающей среды и не в истощении природных ресурсов, а в нарушении механизма биотической регуляции параметров окружающей среды, что может сделать планету непригодной для жизни высокоорганизованных видов, в том числе и вида Homosapiens.

Важным условием для преодоления глобального экологического кризиса, а также локальных его проявлений (что актуально и для Челябинской области) является необходимость серьезных изменений в сфере культуры. Осуществление целенаправленной политики в сфере культуры, в свою очередь, требует применения определенных концептуальных подходов, которые могли бы стать основой разработки соответствующих целевых программ. Остановимся на некоторых подходах, которые, по мнению автора, должны учитываться при ведении деятельности по формированию экологической культуры.

Поскольку практически вся деятельность человека в той или иной степени затрагивает окружающую природную среду, программа по изменению культурных норм должна касаться подавляющего большинства населения Челябинской области и учитывать его возрастную и социальную структуру. Дифференцированный подход предполагает использование разных методов формирования биофильной экологической культуры для различных групп населения (экологическое образование, воспитание и просвещение, экосоциализация, экологическое самообразование и самовоспитание).

Наибольшим потенциалом воздействия обладает существующая система образования, включающая дошкольное, школьное и профессиональное образование. Совершенствование данной системы может вестись по многим направлениям, отметим три из наиболее важных.

Первое направление связано с необходимостью обеспечения реальной непрерывности процесса экологического образования и воспитания в системе образования для всех его участников. Если в дошкольных учреждениях дети полностью охвачены экологическим образованием достаточно высокого уровня, то на следующем этапе (школьном)экологическое образование реализуется в основном только в рамках факультативных и элективных курсов и дополнительного образования. На этапе профессионального образования экологическое образование также носит фрагментарный характер, что в итоге не позволяет в рамках существующей системы образования сформировать экологически ориентированную личность.

Второе направление совершенствования системы образования связано с экологизацией всего учебного процесса как за счет экологизации содержания основных дисциплин образовательной программы, так и за счет создания в учебных заведениях эколого-развивающей среды. Реализация этого направления позволяет в том числе частично решить проблему создания региональной системы непрерывного экологического образования без нарушения соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Третье направление связано с необходимостью повышения уровня экологического образования. Особую роль здесь играют повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих непосредственно в системе экологического образования.

Важную роль в изменении культуры играет и экологическое образование, которое осуществляется вне системы образования: семейное экологическое образование и воспитание, самообразование, участие в экологическом образовательном процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления Челябинской области, общественных и других организаций. Внесистемное экологическое образование должно быть сопряжено с вышерассмотренной системой образования, особенно на уровне семейного образования.

Для повышения эффективности деятельности по изменению культуры необходимо создание на территории Челябинской области единого эколого-образовательного пространства, значительной частью которого является быт и досуг населения.

Экологизация культуры быта должна вестись по двум основным направлениям. С одной стороны, необходимо повысить культуру потребления через пропаганду безопасных для здоровья товаров (услуг) и при производстве которых учитывались экологические требования, с другой – просвещение по вопросам экономного энергоресурсопотребления в быту.

В современном мире роль досуга, занимающего свободное от профессиональной деятельности и домашних обязанностей время, все время возрастает. Его правильная организация, помимо донесения нужной экологической информации, может оказывать значительное влияние и на поведение отдыхающих, особенно детей и подростков.

Для формирования массового общественного сознания биофильной направленности необходимо широко использовать средства массовой коммуникации (средства массовой информации и средства массового воздействия). При этом следует учитывать особенность средств массового воздействия (кино, театр, художественная литература и др.), которые в отличие от средств массовой информации (периодическая печать, радио, телевидение и др.) оказывают на человека более глубокое психоэмоциональное воздействие, увеличивая возможности их воспитательной функции.

Помимо трансляции через средства массовой коммуникации экоцентрических смыслов для широкой аудитории необходимо вести работу по экологическому образованию, воспитанию и просвещению целевых групп из различных сфер жизни общества – политической, экономической, социальной, духовной. Фактически речь идет об экологизации соответствующих сфер жизнедеятельности, что предполагает повышение в них веса и значимости экологических вопросов.

Главную роль в политической сфере жизни общества играет система органов власти (законодательной, исполнительной, судебной), поэтому повышение биофильности экологической культуры государственных служащих (а также муниципальных служащих), особенно отвечающих за принятие решений в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, является первоочередным мероприятием данного направления. Аналогичная работа должна проводиться с членами и руководителями политических партий, профсоюзов, профессиональных и творческих организаций и объединений, общественных и иных организаций, участвующих в политических процессах на территории Челябинской области.

Экологизация экономической сферы жизни общества предполагает изменение культуры всех участников экономических отношений – как производителей, так и потребителей.

Экологическая культура конкретного производства (сферы услуг) во многом зависит от лиц, принимающих решения на данном предприятии (собственник, менеджер), поэтому достаточно эффективной является персональная работа с указанной категорией лиц. Но это не отменяет необходимости вести целевое обучение по вопросам экологической культуры и для более широкого круга лиц, связанных с деятельностью предприятий и организаций материального и нематериального производства.

Формирование экологической культуры потребителя должно быть направлено на повышение его требовательности к экологичности товаров и оказываемых услуг, включая процессы производства предметов потребления и их утилизации. Более сложной, но не менее важной является задача изменения структуры человеческих потребностей и стереотипов потребления.

Процесс экологизации социальной сферы жизни общества направлен на изменение культуры отдельных социальных общностей в целом – семьи, социальных групп и коллективов различных уровней иерархии, жителей отдельных населенных пунктов, населения Челябинской области в целом. Помимо целевого экологического образования и просвещения важное воспитательное значение имеет совместная практическая работа по улучшению экологического состояния той или иной территории. Еще одно направление деятельности – формирование экологически ориентированного общественного мнения. В перспективе возможен переход на уровень социального проектирования с постановкой целей экологической направленности.

Духовная сфера жизни общества охватывает достаточно широкий круг понятий. В рассматриваемом контексте к ней отнесены образование, наука, искусство, культура (в узком смысле слова), этика (мораль и нравственность) и религия.

Проблема экологизации образования была рассмотрена выше, здесь отметим дополнительно только необходимость проведения экологического обучения лиц, принимающих решения в системе образования.

Под экологизацией науки понимается учет возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью сведения к минимуму отрицательных результатов его деятельности, включая и возможные последствия практической реализации результатов научных исследований. Среди множества возможных направлений указанной деятельности отметим только необходимость учета принципов охраны окружающей среды и биоэтики при проведении и оценке научных исследований.

Искусство как особый способ познания действительности имеет важное значение для формирования экологического мировоззрения. Основной путь экологизации искусства (изобразительного, музыкального, литературного, архитектурного и др.) – изменение содержания традиционных жанров, хотя не исключается и возможность зарождения новых экологических жанров.

Экологизация этики предполагает расширение сферы действия человеческой морали за счет включения в нее природных объектов – от биоты до экосистем, включая ценность биосферы в целом. Один из механизмов реализации – обязательное преподавание основ биоэтики в системе экологического образования всех уровней.

Экологизация культуры как части духовной сферы жизни общества предусматривает в данном случае целенаправленную работу с определенными социальными институтами, отвечающими за развитие этого направления в обществе: музеями, библиотеками, дворцами и домами культуры и др. Основное направление деятельности– организация специализированных курсов, семинаров, круглых столов для работников культуры и лиц, принимающих решения в данной сфере.

Определенное воздействие на формирование культуры оказывает религия, поэтому взаимодействие с религиозными организациями по вопросу изменения культурных норм является весьма актуальным.

Межотраслевой характер деятельности по формированию биофильной экологической культуры создает значительные трудности по организации эффективной системы управления указанным процессом. Один из путей решения проблемы – создание специализированного межведомственного координационного органа (совета).

В заключение отметим, что значительная часть указанных выше подходов была использована при разработке Концепции формирования экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года.

Наверх