Экологический ежегодник. 2017. № 10. С. 140-142. 

Культура в интересах устойчивого развития

Культура является одним из механизмов эволюционного развития, в рамках которого происходит внегенетическая межпоколенческая передача знаний и опыта, (включая материальные результаты) возникающих в результате взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми, а также знаний о взаимодействиях объектов окружающего мира между собой. К экологической культуре обычно относят часть общей культуры, которая связана с взаимодействиями человека с окружающей средой, соответственно, оставшаяся часть культуры может быть отнесена к социальной культуре. Однако такой подход требует некоторого пояснения, связанного с неоднозначным пониманием и толкованием слов «экологический» и «социальный» применительно к культуре.

Так, согласно одному из классических определений экология – это «наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой» [1]. Поскольку человек является одним из биологических видов, возникает вопрос, в какой мере отношения между людьми и их сообществами являются предметом экологии и, таким образом, относятся к экологической культуре.

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к процессу становления сознания. В целом можно выделить четыре уровня (формы) сознания, которые образуются последовательно в результате эволюционного развития организмов, обладающих нервной системой [2]. В таблице 1 приведены некоторые характеристики выделенных уровней сознания.

Таблица 1. Уровни сознания биологических организмов

Сознание Мышление Степень осознания Обучение Мотивация
Организменное эмоциональное неосознаваемое врожденное позитивная – негативная
Видовое эмоционально-рациональное неосознаваемое врожденно-приобретенное лояльная – агонистическая
Биосоциальное рационально-эмоциональное частично осознаваемое приобретенно-врожденное альтруистическая – эгоистическая
Социотехническое рациональное осознаваемое приобретенное кооперативная – конкурентная

Каждая новая форма сознания образуется на базе предшествующей формы, но не отменяет ее, а лишь несколько трансформирует, поэтому у человека имеются и одновременно функционируют все четыре выделенных формы сознания – организменное, видовое, биосоциальное и социотехническое.

Поскольку социальная культура связана с внегенетическими способами передачи знаний и опыта, то вполне естественно, что передача наследственной информации должна относиться к сфере экологической культуры. Другими словами, в тех случаях, когда присутствует врожденное обучение, такие взаимодействия людей можно отнести к экологической культуре, когда обучение носит приобретенный характер – к социальной. Из таблицы видно, что к экологической культуре можно отнести некоторую часть биосоциальных, большую часть видовых и все организменные отношения между людьми, обусловленные соответствующей мотивацией. На уровне организменного сознания эта мотивация носит позитивный – негативный характер (чисто эмоциональная реакция), на видовом уровне она проявляется в форме лояльного – агонистического поведения, на биосоциальном уровне – в форме альтруистического – эгоистического поведения, на социотехническом уровне мотивация определяется рациональным расчетом кооперативных или конкурентных преимуществ того или иного поведения (таблица 1).

Другая проблема, связанная с делением культуры на социальную и экологическую, носит эпистемологический характер. К социальной культуре относятся знания закономерностей взаимодействий между людьми и их сообществами (кроме тех, о которых мы говорили выше). Соответственно, знания о закономерностях взаимодействия живых организмов (включая людей) с окружающей средой, а также знания о взаимодействиях между этими организмами и их сообществами относятся к экологической культуре. Однако еще остаются знания о взаимодействиях неживых объектов окружающего мира между собой, которые, наряду со знаниями о взаимодействиях между живыми организмами, играют особую роль в становлении сознания.

Дело в том, что биологический организм, не имеющий сознания, непосредственно взаимодействует с окружающей средой (и другими организмами), приспосабливаясь к ней через генетические изменения. Формирование нервной системы позволило организму для регулирования своего поведения перейти к использованию знаний не только о прямых воздействиях объектов окружающей среды на этот организм, но и о взаимодействиях этих объектов между собой, что на первом этапе привело к появлению чувствительности, а в дальнейшем – к сознанию [3].

Организм, имеющий сознание, в том числе человек, моделирует свое взаимодействие с окружающей средой (и другими организмами) исходя из знания о последствиях не столько его возможного прямого взаимодействия с этой средой в данный момент времени, сколько взаимодействий других объектов, в том числе неживых, между собой (которые напрямую не входят в сферу экологии). Такие знания во многом определяют поведение индивида в окружающей среде. Но это означает, что к экологической культуре можно отнести почти все многообразие естествознания, которое формирует естественно-научную картину мира. Поэтому возникает вопрос, скорее, не о недостатке экологического образования, например в системах общего и профессионального образования, а о его приоритетах. Попытаемся выделить такие приоритеты, связанные с естественно-научной картиной мира, с точки зрения реализации идей устойчивого развития.

Устойчивое развитие подразумевает наличие определенного управления процессом развития. Но для организации такого управления как минимум необходимо знать и учитывать основные законы и закономерности развития окружающего мира, в том числе и таких сложных систем, как биосфера. Учитывая продолжающийся процесс рационализации сознания [2], можно предположить, что получение и распространение соответствующего знания важнее, чем формирование на эмоциональной основе бережного и ответственного отношения человека к природе. Последнее должно опираться прежде всего на знание возможных последствий нерационального взаимодействия человека с окружающей средой.

Не менее важно для управления устойчивым развитием иметь представление о закономерностях и тенденциях развития самого человечества, то есть обладать адекватной общественно-научной картиной мира, которая относится уже к сфере социальной культуры.

Следует подчеркнуть, что имеются сквозные закономерности развития объектов как неживого, так и живого мира, например, формы и уровни направленности этих процессов [4], а учитывая отмеченное выше переплетение сфер экологической и социальной культур, можно говорить о необходимости применения для реализации идей устойчивого развития общенаучной картины мира, в рамках которой знания об эволюции человека и окружающей его среды должны представлять собой нечто целое.

Поскольку устойчивое развитие в определенной мере представляет собой самоуправление на уровне человечества, знания об отмеченных выше законах и закономерностях должны иметь широкое распространение, то есть включаться в образовательные программы различного уровня, которые в значительной степени и формируют знаниевую часть культуры.

Таким образом, система образования для устойчивого развития не должна замыкаться на экологическом образовании, а должна представлять собой определенный синтез экологических и социальных знаний в рамках общенаучной картины мира.

Литература.

1. Экология. Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/333894/%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF

2. Ячменев В.А. Эволюция свободы и устойчивое развитие // Экологический ежегодник. 2016. № 9. С. 72–87.

3. Ячменев В.А. Эволюция экологической культуры // Экологический ежегодник. 2014. № 7. С. 16–29.

4. Ячменев В.А. Направленность эволюционных процессов и управление // Социум и власть. 2016. № 2. С. 104-110.

 

Публикации
Наверх