Проблемы формирования экологической культуры устойчивого развития

Ссылка: Ячменев В.А. Проблемы формирования экологической культуры устойчивого развития. Современные проблемы экологии: доклады XXІІІ международной научно практической конференции под общей редакцией В.М. Панарина. – Тула: Инновационные технологии, 2019. с. 210-216.

http://www.semikonf.ru/upload/iblock/f6d/lxjeerhbusjykpnjllzetz%20howofppqvanferwl%20srecppsdydoxhhxp.pdf

АННОТАЦИЯ. В принятых Организацией Объединенных Наций целях устойчивого развития не нашли прямого отражения вопросы формирования новой экологической культуры, что связано в том числе и со значительным различием в понимании терминов «культура» и «экологическая культура» как в массовом сознании, так и в научных кругах. Автор предлагает рассматривать появление культуры как закономерный этап эволюционного развития организмов с наличием сознания, разделяя ее на две основных части – социальную и экологическую. Показано отличие механизмов формирования социальной и экологической культур, которое объясняет необходимость реализации специальных программ по направленному формированию биофильной экологической культуры. Указаны некоторые проблемы практического характера, которые возникают при реализации таких программ.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическая культура.

Цели устойчивого развития (17 целей), принятые Организацией Объединенных Наций, реализация которых началась с 2016 года, одинаковы для всех государств, взявших на себя обязательства по их выполнению. Указанные цели направлены, в первую очередь, на искоренение нищеты и неравенства между людьми. Для каждой конкретной страны приоритетными являются разные цели устойчивого развития, а внутри целей – разные задачи.

Четвертая цель устойчивого развития обозначена как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» [1]. Безусловно, в целях развития образования всегда следует стремиться к улучшению его доступности и качества, но по сравнению с большинством стран у нас эта цель в значительной степени реализована. Что касается вопросов экологического образования, то в седьмой задаче этой цели сказано о необходимости обеспечить к 2030 году приобретение всеми учащимися знаний и навыков, «необходимых для содействия устойчивому развитию, в том числе по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни…» [1]. В связи с этим необходимо отметить, что «знаний и навыков» недостаточно, чтобы обеспечить поведение людей, соответствующее принципам устойчивого развития. Аналогично формулируется одна из задач двенадцатой цели: «обеспечить, чтобы люди во всем мире располагали соответствующей информацией и сведениями об устойчивом развитии и образе жизни в гармонии с природой» [2].

Видимо, относительно низкий средний уровень образования в мире и ряд других проблем, о которых пойдет речь ниже, не позволили поставить более амбициозную цель, связанную с необходимостью формирования соответствующей экологической культуры, что достаточно широко обсуждается на различных уровнях в нашей стране. Но и в Российской Федерации в большинстве случаев речь идет о месте и роли экологического образования в системе образования всех уровней при формировании экологической культуры. В то же время в таких обсуждениях и дискуссиях обычно недостаточно говорится о том, что экологическая культура формируется не только в системе образования, но и в результате взаимодействия человека и окружающей его природной среды в любой сфере повседневной деятельности. Остается в стороне от обсуждения и ряд других вопросов, затрагивающих проблемы формирования у человека экологически допустимого поведения, без которого многие мероприятия по реализации идей устойчивого развития сложно реализовать в полной мере.

Остановимся на некоторых проблемах формирования экологической культуры нужного для устойчивого развития уровня, которые, по мнению автора, еще в недостаточной степени освещены в литературе экологической направленности. Предварительно заметим, что приведенная ниже очередность перечисления проблем хотя и имеет свою логику, но не претендует на последовательное их выстраивание по принципу важности или актуальности.

Первая трудность связана не с наличием нескольких десятков определений культуры (в том числе экологической), в которых перечисляются те или иные ее составные части, а с пониманием сути феномена культуры с точки зрения эволюции живой природы. Культура как эволюционное явление возникла на определенном этапе биологической эволюции вместе с появлением сознания, когда стало возможным передавать часть накопленного онтогенетического опыта последующим поколениям внегенетическим путем. Исходя из того, что сознанием обладает множество видов животных с относительно развитой нервной системой, этот механизм передачи накопленного опыта в живой природе является хотя и слабо изученным, но достаточно распространенным явлением [3], результат которого иногда (для различения с человеческим этапом развития культуры) называют биокультурой. Важно учитывать тот факт, что, хотя человеческая культура несравнимо сложнее любой биокультуры, она является эволюционным продолжением последней, то есть многие механизмы формирования человеческой культуры совпадают с предшествующим этапом развития культуры. Это означает, что при сознательном влиянии на культурный процесс следует учитывать его эволюционную консервативность.

Вторая трудность косвенно связана с первой и заключается в несколько искаженном представлении о ее главных составных частях. Культура как таковая делится всего на две основные части, каждая из которых в дальнейшем может классифицироваться до нужной степени детализации. Первая связана с передачей опыта взаимодействия между людьми (социальная культура), вторая – с передачей опыта взаимодействия людей с окружающей средой (экологическая культура). При внешней простоте деления в данном случае имеются некоторые сложности проведения четких границ между указанными объектами культуры, поскольку экология – это наука не только о взаимодействии живых организмов с окружающей средой, но и о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой. Человек является частью животного мира, и поэтому часть опыта взаимодействия людей между собой (как биологических особей) следует отнести к экологической культуре. Несколько сложнее разграничить сферу познания. Человек моделирует свое взаимодействие с окружающей средой исходя из знания последствий не столько его возможного прямого взаимодействия с этой средой в данный момент времени, сколько взаимодействий других объектов между собой, которые напрямую не входят в сферу экологии. Как в социальную культуру входят знания закономерностей взаимодействий между людьми, так и в экологическую культуру входят знания законов и закономерностей взаимодействий между объектами окружающего природного мира, которые во многом определяют поведение человека в окружающей природной среде. Но это означает, что к экологической культуре (в широком смысле) относится почти все многообразие естествознания, которое формирует естественно-научную картину мира [4].

Следующая проблема связана с неверной оценкой текущего состояния экологической культуры в массовом сознании. Поскольку человек взаимодействовал с окружающей природной средой с момента своего появления, он всегда обладал определенной экологической (и социальной) культурой, вопрос только в ее «качестве». Тем не менее в массовом сознании преобладают представления о наличии культурных и некультурных людей, в данном случае смешиваются бытовое понимание культуры (соблюдение социальных норм поведения и наличие некоторых знаний из определенных сфер деятельности) и научное (результат внегенетической передачи части онтогенетического опыта), а термину «экологическая культура» априори придаются положительные коннотации (впрочем, как и базовому термину «культура»). В результате даже в научных публикациях иногда говорится об отсутствии экологической культуры у части населения и необходимости ее формирования чуть ли не с нуля.

Если говорить о проблеме качества экологической культуры, то необходимо учесть, что у предков человека (обезьян) никаких врожденных инстинктов по сохранению окружающей природной среды не наблюдалось (и сейчас не наблюдается), как и соответствующей биокультуры бережного отношения к природе. В живом мире вообще имеет место чисто потребительское отношение к окружающей природе. Аналогичное отношение к окружающей природной среде было и у человека в период его становления. Появление сознания привело лишь к дополнительному отчуждению человека от окружающей природной среды, полной опасностей для его выживания. Поэтому вполне естественно, что первоначальная экологическая культура была чисто утилитарна и зачастую биофобна, подтверждением чего служат сведения о многочисленных локальных экологических кризисах далекого прошлого, к примеру истребление мегафауны [5]. Биофобность экологической культуры человечества и сейчас достаточно сильна, объективным показателем чего служит возникновение угрозы уже глобального экологического кризиса. Таким образом, одной из целей в области устойчивого развития должно стать формирование биофильной экологической культуры, а утилитарность в наших отношениях с природой следует постепенно заменить партнерством.

Деление культуры на социальную и экологическую важно не с точки зрения научной классификации, а с точки зрения понимания их различия в механизмах формирования, что необходимо учитывать при целенаправленном воздействии на экологическую культуру. Дело в том, что по современным представлениям нейробиологов первичная обработка информации у человека происходит на уровне подсознания, как и подготовка «проектов» всех решений, из которых только некоторая часть в том или ином виде «доводится» до сознания для принятия окончательного решения [6]. Сепарация информации на уровне подсознания означает, что ее актуальность и значимость для организма в значительной мере определяются эволюционно более древними критериями, чем ее сознательная оценка. На уровне же подсознания человека в значительно большей степени волнуют вопросы взаимодействия людей между собой, чем с окружающей средой, а это сфера не экологической, а социальной культуры. На основании вышеизложенного можно сделать по крайней мере два вывода.

Во-первых, для формирования биофильной экологической культуры требуются постоянные системные сознательные усилия, без которых она неизбежно будет скатываться к своему «естественному» состоянию, где преобладают утилитарность и биофобность. Такие усилия предполагают наличие соответствующих концепций и программ их реализации в рамках общей стратегии устойчивого развития. Внедрение экологического образования в систему образования разных уровней может являться только частью этих программ.

Во-вторых, учитывая повышенную значимость для человека социальной культуры, необходимо принимать меры по ее экологизации, то есть в социальные нормы и правила поведения должны включаться экологические «стандарты» поведения, при реализации которых статус человека в социальном обществе оценивается другими людьми с учетом их отношения к окружающей природной среде. При этом социальное регулирование предполагает не только «убеждение» в необходимости выполнять те или иные нормы через общественное одобрение или осуждение, но и наказание за их нарушение. Поэтому, принимая во внимание сегодняшнее состояние экологической культуры, необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений с окружающей природной средой, добиваясь при этом неотвратимости наказаний за нарушение природоохранных норм и правил поведения.

С сожалением можно констатировать тот факт, что на уровне Российской Федерации в настоящее время еще не разработана концепция (программа) формирования экологической культуры (биофильной), которая должна стать частью стратегии достижения целей в области устойчивого развития. В то же время ряд субъектов Российской Федерации принял концепции (программы) по переформатированию существующей экологической культуры. В Челябинской области принята Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года [7], в создании и реализации которой автор принимал активное участие [8]. Опыт реализации указанной выше концепции выявил и ряд трудностей практического характера, связанных с текущим состоянием общества и его экологической культуры. Так, проведенные социологические исследования по оценке состояния экологической культуры показали значительную пассивность населения в решении экологических проблем (при публичном декларировании необходимости их решения), отсутствие готовности людей к финансовому партнерству для их решения, несформированность практики эффективного взаимодействия экологического актива и ряд других проблем [9].

Список литературы

1.Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/.

2. Цель 12: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-consumption-production/.

3. Арнольд О.Р. Культура у животных. http://antropogenez.ru/article/1088/

4. Ячменев В.А. Устойчивое развитие: взаимосвязь экологической и социальной культур // Социум и власть. 2017. № 5 (67). С. 7–13.

5. Истребление древними охотниками крупных животных Австралии привело к необратимым изменениям природных экосистем. 30.03.2012. https://elementy.ru/novosti_nauki/431795.

6. Австралийские нейробиологи смогли предсказать выбор людей за 11 секунд до принятия ими решения. https://hi-news.ru/research-development/avstralijskie-nejrobiologi-smogli-predskazat-vybor-lyudej-za-11-sekund-do-prinyatiya-imi-reshenij.html.

7. Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года. Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2013 г. № 23-П // СПС КонсультантПлюс

8. Ячменев В.А. К вопросу о концепции формирования экологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 7 (298). Биология. Вып. 2. С. 157–159.

9. Экологическая культура региона: методика, диагностика, результаты (исследовательские тренды 2015–2017 гг.): коллектив. моногр. / Л.Б. Зубанова, Н.О. Обжорина, С.Б. Синецкий, В.С. Цукерман, М.Л. Шуб, В.А. Ячменев. Челябинск: ЧГИК, 2018 . – 187 с.

Публикации
Наверх