Для ссылок: Ячменев В.А. Уровни развития сознания как биоэтическая проблема. Образование магистров: проблемы и перспективы развития: тезисы докладов ΙΙΙ Всероссийской конференции «Образование магистров: проблемы и перспективы развития» (21-27 ноября 2019 г., Челябинск). Изд-во Челяб.гос.ун-та, 2019. С. 60–62.

УДК 57.024

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ КАК БИОЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ячменев Владислав Анатольевич Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия. evo-chel@ yandex.ru

Появление сознания на определенном этапе цефализации нервной системы стало важным фактором эволюционного развития, поскольку имеющие сознание организмы получили явное преимущество во взаимоотношениях с окружающей средой и другими организмами, не обладающими сознанием. Развитие сознания у разных организмов, быстро став мейнстримом эволюционного процесса, привело к появлению соответствующей «гонки», победителем в которой на текущий момент стал один из видов рода Людей – Хомо сапиенс. Возможно, именно его преимущество в развитии сознания перед другими видами людей и стало причиной исчезновения последних. Такой вывод напрашивается исходя из истории взаимоотношений различных цивилизаций Хомо сапиенс, отличающихся уровнем своего развития, а значит, и уровнем развития сознания.

Более развитые цивилизации всегда считали представителей менее развитых цивилизаций в лучшем случае «дикарями», в худшем – не совсем людьми (животными), что позволяло не распространять на них свои нормы и правила поведения, включая этические. Такое отношение к отставшим в развитии популяциям людей часто приводило к их геноциду. Практически вся история развития Человека разумного прошла под лозунгом «прав тот, у кого выше уровень развития сознания». Всего лишь чуть более 70 лет назад (в 1948 году) была принята Всеобщая декларация прав человека, которая официально уравняла всех людей, независимо от расы (национальности) и уровня развития [1]. И хотя отдельные нарушения указанной декларации все еще происходят, они не носят столь массового характера и в целом осуждаются мировым сообществом.

Сейчас мы находимся на пороге нового этапа развития взаимоотношений организмов, обладающих сознанием. Речь идет о том, что человек – не единственное животное на Земле, имеющее сознание. Исходя из современных представлений любой живой организм, обладающий достаточно сложной нервной системой, имеет сознание с тем или иным уровнем развития. Например, автор выделяет четыре уровня сознания – организменный, видовой, биосоциальный и социотехнический, каждый из которых отличается различным уровнем развития тех или иных психических феноменов [2]. Но вопрос не в уровнях развития, а в способности таких организмов чувствовать боль, переживать определенные эмоции (страх, радость, привязанность и т.п.), которые регулируются теми же химическими веществами, что и у человека (что говорит об их сходстве в проявлении некоторых базовых эмоций), а в некоторых случаях даже обладать зачатками самосознания. Последнее определяется по способности животных узнавать себя в зеркале, и такой тест прошли уже достаточно многие их виды – обезьяны, дельфины, слоны, сороки и др. [3].

Человечество постепенно приходит к осознанию возникшей биоэтической проблемы: как относиться к братьям (по разуму) нашим меньшим. Во многих странах уже действует законодательство, регулирующее вопросы обращения с животными. В Российской Федерации 27 декабря 2018 года был принят Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возникновение ответственности за жестокое обращение с животными [4]. Но в данном случае речь еще не идет о признании их разумности, о необходимости чего открыто говорят многие нейробиологи, занимающиеся исследованиями мозга. Характерный пример – принятие в 2012 году Кембриджской Декларации о сознании, согласно которой многие животные обладают сознанием [5]. Явный прогресс в мире наблюдается в изменении отношений к дельфинам – правительство Индии (в 2013 году) присвоило дельфинам статус личностей, не относящихся к человеческому роду, Коста-Рика, Венгрия и Чили признали некоторые права китообразных и дельфинов [6]. В России набирает обороты инициатива по подписанию Декларации о правах и свободах дельфинов и китов, в которой любая дрессировка этих видов животных признается формой рабства [7].

Конечно, дельфинов (и ряд других животных) в итоге можно оставить в покое, позволив им свободно жить и развиваться. Но в целом это не решает возникших биоэтических проблем: как относиться к видам животных, обладающих сознанием с тем или иным уровнем развития, и до признания какого уровня развития сознания животных мы готовы дойти. А как быть с теми разумными видами животных, которых мы используем в пищу? Или с теми, кто является объектом разрешенной охоты, кого человек относит к числу «вредителей», наносящих тот или иной ущерб хозяйственной деятельности?

Если мы продолжаем считать, что уровень развития сознания является единственным критерием, определяющим «права» организмов на жизнь и свою судьбу, то, видимо, следует серьезно опасаться дальнейшего развития искусственного интеллекта, который по этой же логике на определенном этапе своего развития может счесть наше существование незначимым для себя. Не отвергается в перспективе и возможность эволюции человека на два вида (в том числе за счет применения генной инженерии), один из которых будет явно более развитым по сравнению с другим со всеми вытекающими последствиями. Киборгизация части людей (в первую очередь за счет «вживления» компьютеров) и их дальнейшее обособление от простых (без апгрейда мозга) людей также может привести к трагическим последствиям для последних. Аналогичная ситуация может возникнуть и в случае нашего «открытия» представителями более развитой инопланетной цивилизации, как в свое время «цивилизованные» европейцы открыли «варварскую» Америку.

Опасение вызывает и тот факт, что «сознательное» уничтожение представителей менее развитых видов является прерогативой не только человека. «Естественная» мораль животных это вполне допускает. Так, всеми любимые дельфины способны ради получения удовольствия убивать менее развитых морских свиней [8]. Возможно, такое отношение к менее развитым существам является естественной особенностью сознания, которое можно изменить только через формирование новых культурных традиций по биоэтике.

Путь признания человеком определенных прав у животных, обладающих сознанием, скорее всего будет продолжен, в том числе и по причине необходимости обеспечения в будущем собственной безопасности, и этот процесс необходимо учитывать при разработке и преподавании дисциплин, связанных с биоэтикой.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 30.10.2019).

2. Ячменев В.А. Эволюция свободы и устойчивое развитие // Экологический ежегодник. 2016. № 9. С. 72–87.

3. Кто из животных узнает себя в зеркале и что это говорит об их интеллекте? – URL: https://brkng.news/kto-iz-zhivotnyh-uznaet-sebya-v-zerkale-i-chto-eto-govorit-ob-ih-intellekte/ (дата обращения: 30.10.2019).

4. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ // КонсультантПлюс: Российское законодательство (Версия Проф) (дата обращения 30.10.2019).

5. Кембриджская Декларация о сознании. – URL: https://zoohumanism.com/2017/02/10/%d0%ba%d0%b5%d0%bc%d0%b1%d1%80%d0% (дата обращения 30.10.2019).

6. В Индии запретили дельфинарии и приравняли китообразных к людям. – URL: http://www.gogetnews.info/news/worldwide/29274-v-indii-zapretili-delfinarii-i-priravnyali-kitoobraznyh-k-lyudyam.html (дата обращения 30.10.2019).

7. Декларацию о правах и свободах дельфинов приняли в России. – URL: https://news.rambler.ru/other/38455899-deklaratsiyu-o-pravah-i-svobodah-delfinov-prinyali-v-rossii/ (дата обращения 30.10.2019).

8. Бессердечные животные, которые убивают просто ради удовольствия. – URL: https://newsbuzz.ru/archives/142574 (дата обращения 30.10.2019).

Публикации
Наверх