Ячменев В.А., Проблемы формирования экологической культуры у магистрантов //Образование магистров: проблемы и перспективы развития. Тезисы докладов ΙΙ Всероссийской научно-практической конференции "Образование магистров: проблемы и перспективы развития", 21-27 ноя. 2018, Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та. 2018. С.16-18.

УДК 502.31

Проблемы формирования экологической культуры у магистрантов

Ячменев Владислав Анатольевич Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия. E-mail: evo-chel@ yandex.ru

Экологическая культура – часть общей культуры, связанная с внегенетической передачей последующим поколениям онтогенетического опыта взаимодействия людей с окружающей средой. Вторая часть культуры – социальная – связана с аналогичной передачей опыта взаимодействия людей между собой. Поскольку человек постоянно взаимодействовал с окружающей средой, он всегда обладал и обладает определенной экологической культурой, вопрос только в ее качестве.

Критерием оценки качества экологической культуры в первом приближении формально может служить степень ее соответствия требованиям, выдвигаемым стратегией устойчивого развития к отношению людей с окружающей средой, и выполнение которых необходимо для достижения ее 17 целей [1]. Однако при этом следует учитывать, что подавляющее большинство целей устойчивого развития направлены на искоренение нищеты и неравенства между людьми, реализация которых относится к сфере социальной культуры. Непосредственно к вопросу формирования новой экологической культуры относится не так много целей: это одна из задач четвертой цели – приобретение всеми учащимися знаний и навыков, необходимых для содействия устойчивому развитию, в том числе по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни и двенадцатой цели – обеспечить, чтобы люди во всем мире располагали соответствующей информацией и сведениями об устойчивом развитии и образе жизни в гармонии с природой.

Указанных выше общих требований к экологической культуре в рамках концепции устойчивого развития явно недостаточно для определения ее текущего качества и разработки конкретных мер по ее улучшению. У экологической культуры есть свои критерии оценки, и основной из них заключается в том, насколько она способствует сохранению устойчивости биосферы (через сохранение устойчивости локальных экосистем), в противном случае возможно нарушение процессов биотической регуляции параметров окружающей среды в глобальном масштабе [2] с фатальными для человечества последствиями.

Если характеризовать качество экологической культуры современных людей с учетом ведущего критерия ее оценки, то она в значительной степени остается утилитарной, биофобной и антропоцентричной. Кратко раскроем суть этих проблем, стоящих на пути формирования качественно иной экологической культуры.

Утилитарное (потребительское) отношение к природе заложено во всех живых организмах (в том числе и в человеке) на генетическом уровне. Генов же, отвечающих за «сохранение ресурсов окружающей среды», пока не обнаружено. В итоге все живые организмы потребляют столько, сколько могут, совсем не «заботясь» о будущем. Однако человек, в отличие от других животных, способен прогнозировать это будущее, что позволяет создавать ему нормы поведения, несколько ограничивающие безудержное потребление (в том числе через табу и запреты).

Изначальная биофобность экологической культуры связана с тем, что становление человека в целом происходило в неблагоприятных и враждебных для него условиях окружающей среды. С одной стороны, это способствовало быстрой эволюции человека, с другой – неоднократно приводило даже к возникновению угрозы его полного вымирания. Распространение большей части человечества за пределами зоны его естественного комфортного существования привело к дополнительному отчуждению человека от природы и созданию искусственной среды обитания (использование одежды, технических приспособлений, жилья), без которой его существование также находится под угрозой различных факторов окружающей среды (включая биологические) на большей части территории его расселения. Не способствует единению с природой и продолжающийся во всем мире процесс роста доли городского населения (урбанизация), а кратковременные «вылазки на природу» ситуацию не исправляют, поскольку не приводят к формированию «доверительных» с ней отношений.

В отличие от утилитарности и биофобности антропоцентризм экологической культуры появился значительно позднее, когда человек почувствовал себя относительно независимым от природных (и божественных) сил и способным с помощью техники менять окружающий мир по своему усмотрению. Такая идеология привела к снижению ценности естественной природы в глазах профанного (не обладающего знанием основ экологии) человека и появлению необоснованного оптимизма в отношении возможностей решения экологических проблем, что только способствовало их усугублению.

Таким образом, изменение существующей экологической культуры у магистрантов должно идти как минимум по трем направления.

Первое направление связано с формированием культуры бережного отношения к природным ресурсам и их рационального использования, в том числе с формированием культуры самоограничения в реализации потребностей, особенно вторичных. Хорошим подспорьем в данном случае может выступать концепция «экологического следа», которая наглядно показывает, во что обходится окружающей среде реализация той или иной потребности человека [3].

Второе направление связано с необходимостью повышения биофильности экологической культуры студентов. Конечно, основы любви и уважения к природе закладываются еще в детском возрасте (в семье, в системе дошкольного и частично школьного образования), задача вузовского этапа – как минимум не растерять заложенный потенциал любви и уважения к удивительному и сложному окружающему миру, раскрывая перед магистрантами его новые грани.

Третье направление предполагает необходимость отхода от идеологии ортодоксального антропоцентризма и формирования у магистрантов элементов биоцентрического мышления, понимания того, что человек – один из многих видов живых организмов, и даже не единственный, кто обладает развитым сознанием [4]. Это означает, кроме всего прочего, распространение некоторых этических норм поведения между людьми и на другие живые организмы.

Из сказанного выше ясно, что изменение экологической культуры является сложным и длительным процессом, в значительной степени противостоящим (в отличие от социальной культуры) естественной сущности человека, реализация которого в полной мере практически невозможна без знания и понимания основ функционирования живых организмов и их неразрывной связи с окружающей средой, что, с одной стороны, затрудняет формирование такой культуры у магистрантов небиологических направлений подготовки (большинство из них не проходят в вузах даже минимального курса основ биологии и экологии), с другой – повышает ответственность за формирование качественной, соответствующей современным требованиям экологической культуры у магистрантов биологического и экологического направлений подготовки.

Список литературы

1. Цели в области устойчивого развития. – URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 30.09.2018).

2. 4. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995, – 470 с.

3. Ёмкость среды и экологический след. – URL: https://eco-cosm.com/articles/globalno/yomkost-sredyi-i-ekologicheskij-sled (дата обращения: 30.09.2018).

4. Ячменев В.А. Эволюция свободы и устойчивое развитие // Экологический ежегодник. 2016. № 9. С. 72–87.

Публикации
Наверх