Тема выступления: «Экологическая культура – базовая культура современного человека»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Недавно в очередной раз услышал реплику о том, что экологической культуры не существует, а есть только общая культура. И если человек культурный, то он и окурок в урну бросит, и окружающую среду сбережет. Это весьма распространенное и далеко не безобидное заблуждение, связанное с неразличением бытового, «окуркового» понимания термина «культура» и научного. И исправить это заблуждение не так просто, поскольку одна из проблем науки, тесно связанная с фундаментальными основами того, как мы познаем мир, – это принципиально неустранимая многозначность терминов, выходящих за пределы точных и технических наук.

Термин «культура» охватывает очень широкий круг явлений, поэтому общепринятого его определения не появится никогда. Тем не менее попробуем очертить круг явлений, которые относятся к этому понятию, и отделить его от тех явлений, которые к культуре не относятся или относятся косвенно. Для понятия сути явления поговорим очень коротко об его эволюционных корнях.

До появления нервной системы эволюция живых организмов происходила на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Базовая программа реагирования на типовые условия передавалась генетически.

С появлением нервной системы некоторый опыт текущего взаимодействия с окружающей средой стал накапливаться организмом в течение жизни, но он, за исключением случаев эпигенетического наследования, почти не передавался по наследству. 

Дальнейшее развитие нервной системы привело к образованию нового механизма эволюционного развития, связанного с появлением информационного взаимодействия между биологическими особями одного вида. Это позволило начать передачу части накопленного организмом онтогенетического опыта через различные формы обучения последующим поколениям. По сути, этот процесс и лежит в основе того явления, которое на более высоких уровнях развития получило название «культура». 

Переход на более высокий уровень развития стал возможен, когда предок человека с помощью одного орудия труда смог изготовить другое орудие труда, то есть появилась первая техника, что способствовало в том числе и развитию языка. Использование техники позволило человечеству преодолеть ограничения, накладываемые факторами внешней среды на рост численности любого биологического вида. 

Изобретение книгопечатания, а затем и других технических носителей информации и средств ее обработки (компьютеров) позволило резко усилить процесс накопления последней и увеличить объем ее передачи внегенетическим путем. 

Внегенетическим путем могут передаваться различные объекты субъективной и объективной реальности – естественные (жесты, некоторые навыки и умения), искусственные (в том числе и техника) и смешанные (естественно-искусственные). Поэтому такие признаки, как искусственность происхождения, разумность деятельности, надбиологичность поведения, не в полной мере описывают такое явление, как культура. С другой стороны, поскольку культура передается последующим поколениям, к ней относятся не все результаты текущей деятельности человека, а только их часть (причем не всегда разумная и осознаваемая). 

Культура в широком ее понимании – это совокупность естественных и искусственных явлений (физических, химических, вещественных, биологических, нейросоциальных, биосоциальных и социотехнических), связанных с жизнедеятельностью человека и передающихся из поколения в поколение внегенетическим путем. В это понятие входит все многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, ценностей и т. д. 

Таким образом, культура – это один из эволюционных механизмов развития, и он распространяется на всю человеческую популяцию. С научной точки зрения нельзя сказать, что этот человек – культурный, а этот – нет. Человек не может существовать вне культуры. Все обладают культурой, но культура у каждого разная, поскольку сама культура как сложное явление обладает определенной структурой, то есть элементами, частями, например материальная или духовная культура. А далее она может делиться по сферам деятельности почти до бесконечности. 

На бытовом же уровне, мы регулярно слышим – этот человек культурный, а этот – не очень. Почему так происходит? Дело в том, что на бытовом уровне культура часто смешивается с соблюдением социальных норм поведения. Если человек соблюдает эти нормы, которые включают и знание некоторых основ этикета, истории, искусства, науки и ряда других отраслей знания, то говорят – культурный человек, если не знает или знает, но не соблюдает, то человек не культурный. Покажем на примере научного знания. В понятие "культура" входит весь накопленный научный багаж знаний, а вот в социальную норму – знание некоторых основ устройства окружающего мира, и неплохо бы еще о современных достижениях науки иметь представление, особенно в сфере разработки различных гаджетов. Аналогично и по другим направлениям деятельности, причем некая норма знаний не только влияет на социальный статус, но и способствует социальной коммуникации, без которой человек также не может существовать.

Вернемся к экологической культуре. Экологическая культура в широком понимании представляет собой часть общей культуры, проявляющейся в сфере взаимодействия человека с окружающей средой. К примеру, сердце – тоже часть человека, но это не значит, что мы его не выделяем и не занимаемся им отдельно, создавая целую науку – кардиологию. Аналогично и с экологической культурой – хотя это и часть общей культуры – это не значит, что ее не надо отдельно изучать и что она не обладает своими особенностями. 

Поскольку человек активно взаимодействовал с окружающей природной средой с момента своего появления, он всегда обладал определенной экологической культурой. Выделение человека из животного мира и становление его культуры, включая развитие техники, это взаимообусловленные процессы, в рамках которых в непрерывной борьбе с окружающей природной средой происходило все большее отчуждение человека от этой среды. Поэтому по вполне объективным обстоятельствам сформировавшаяся экологическая культура в целом имеет антропоцентричный, утилитарный и биофобный характер, а разрушение, в меру своих возможностей, естественной природной среды обитания даже на заре становления человечества являлось скорее правилом, чем исключением, что регулярно приводило к возникновению множества локальных экологических кризисов. В согласии с природой жил предок человека (в силу малых своих возможностей), но как только он стал человеком, взял в руки инструмент, такое согласие закончилось. 

Специфика экологической культуры состоит в том, что здесь основным партнером по взаимодействию выступает окружающая среда, которая не может оперативно реагировать на наши воздействия – порой такой ответ приходит уже другим поколениям. А это значит, что та часть сознания человека, которая принимает или, скажем мягче, «подсказывает» самосознанию, нашему «Я» большинство решений, не воспринимает экологические проблемы как жизненно важные.

Поясню эту мысль. При формировании социальных отношений, составляющих львиную долю общей культуры, поведение человека определяется одобрением или осуждением общества. При всем многообразии поведенческих реакций в человеческом обществе уже выработались типовые реакции поведения при социальных взаимодействиях. Но любые типовые реакции, если они действуют достаточно длительный период времени, начинают подпадать под частичный генетический контроль – в виде предрасположенностей к тем или иным формам поведения.

Сейчас даже наблюдается определенный пик исследований, в которых открывают все новые гены, отвечающие за превалирование той или иной характеристики человека или формы поведения – агрессии, дружелюбия, доверчивости и т.д. Но нет ни одного исследования, которое показало бы, что бережное отношение к природе также взято под генетический контроль. 

В повседневном режиме человек в основном озабочен своим взаимодействием с другими людьми (и это автоматически все время оценивается на уровне подсознания), а отношения с внешней природной средой несут потребительский и пассивный характер. Некоторая озабоченность появляется при явном нарушении экологической безопасности, но в целом эта часть взаимодействий в обыденной жизни находится на периферии человеческого внимания. Поэтому надеяться, что общая культура, которая направлена в основном на регулирование социальных отношений, автоматически повысит экологичность поведения и принимаемых решений – в общем случае будет неверно.

Для экологизации общей культуры, то есть повышения роли и веса экологической ее части, необходимо предпринимать специальные усилия, в рамках которых в социальные нормы поведения должны включаться и вопросы ответственного отношения к природной среде. Другими словами, мы в бытовую культуру должны включить основы научного понимания экологической культуры. Я думаю, аналогичная задача стоит и перед уважаемой организацией  «Движение против рака», которая хотела бы, чтобы основы проблем рака, в том числе вопросы его профилактики и ранней диагностики, входили в понятие культурного человека.

И здесь одного экологического воспитания и образования будет недостаточно. Например, считается, что наиболее эффективно экологическое образование в детском возрасте, когда этот почти чистый лист можно наполнить нужным отношением к окружающей среде. Особенно мы преуспели с экологическим образованием в детских садах. А теперь давайте подумаем: разве дети формируют социальные нормы поведения? И уже в школе у большинства детей происходит переформатирование ценностных ориентаций на социальные ценности, а о дальнейших их жизненных этапах можно и не говорить. 

Это не значит, что не надо заниматься экологическим воспитанием, это значит, что надо параллельно заниматься и всем социумом, внедряя там определенные экологические ценности и научные знания основ экологической безопасности, которые бы влияли на оценку положения человека в обществе через его осуждение или одобрение. Механизмы такого влияния достаточно многообразны, часть из них нашла свое отражение в принятой Концепции развития экологической культуры населения Челябинской области, в разработке которой участвовала и общественность.

Приведу пример, как можно быстро изменить норму поведения. Вы знаете, пешеходов на пешеходных переходах стали пропускать. Пары-тройки лет жесткого наказания хватило для формирования ситуации, когда сознание водителей стало воспринимать угрозу наказания как серьезную и реальную, и уже в автоматическом режиме "давить на тормоз", если на переходе показался пешеход.

Теперь пара слов о том, почему надо, чтобы и экологическая проблематика занимала у человека важное место в иерархии принятия решений,  чтобы он автоматически давил на тормоз в тех ситуациях, когда речь идет о серьезных экологических нарушениях. 

В результате длительного совместного развития культуры и техники появилось такое новое явление, как искусственный мир, который достаточно принципиально отличается от породившего его естественного мира. 

Большинство материальных проявлений искусственного мира не характерно для естественного, природного мира, не «вписывается» в существующие круговороты вещества и энергии и неспособно существовать самостоятельно. Поэтому для его сохранения и развития требуется постоянная, все возрастающая подпитка веществом и энергией из окружающего природного мира. Возникновение «искусственного» связано с использованием человеком в своей деятельности техники, и его дальнейшее существование в подавляющем большинстве случаев также без нее невозможно.

Принципиальную роль в формировании искусственного мира играли процессы отчуждения своего и освоения чужого результата деятельности конкретных людей. Выступая посредником в этом процессе, искусственный мир стал развиваться по своим собственным законам (выходя за рамки сознательной деятельности человека), оказывая влияние как на природу, так и на жизнедеятельность самого человека. Теперь этот процесс не является полностью управляемым.

Одно из следствий – возникновение экологических угроз, к которым, в частности, относят загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, опустынивание и т. д. Все это имеет место, но к каждому из этих процессов человек в той или иной степени способен или адаптироваться, или предпринять технические меры по уменьшению наносимого ущерба. Поэтому общество в целом относится к некоторому ухудшению экологических условий своего существования вполне терпимо, считая это неизбежной платой за прогресс и повышенную комфортность. Суть же проблемы заключается в том, что такие достаточно оптимальные для жизни человека параметры внешней среды, как температура, содержание газов в атмосферном воздухе, например углекислого газа и кислорода, и ряд других, поддерживаются на нужном уровне биотой. То есть происходит биотическая регуляция параметров окружающей среды в пределах, приемлемых для высокоорганизованных форм жизни.

Человечество сегодня быстрыми темпами уменьшает регулирующую способность биосферы через загрязнение и ослабление природных систем и их прямое уничтожение (вырубка лесов, опустынивание). При сохранении существующей тенденции на определенном этапе ряд параметров окружающей среды выйдет из-под контроля биосферы, что приведет к ее перестройке и установлению новых конечных параметров, часть из которых может оказаться непригодной для высокоорганизованных форм жизни.

Изучение истории развития различных локальных цивилизаций показывает, что после наступления серьезного экологического кризиса (к сожалению, совсем избежать этой фазы развития ни одной исследованной локальной цивилизации не удавалось) отдельные социумы, меняя свои нормы поведения и вводя определенные хозяйственные ограничения, то есть повышая качество экологической культуры, оказались способны длительное время жить в относительном согласии с окружающей природной средой. Проблема, однако, состоит в том, что нет никакой гарантии, что человечество в целом сможет пережить глобальный экологический кризис, если последний затронет основы биотической регуляции окружающей среды планетарного уровня. При принятии своевременных и адекватных мер, в том числе и через повышение качества экологической культуры, глубину наступающего экологического кризиса можно уменьшить, а значит, увеличить наши шансы на выживание.

Спасибо за внимание!

Публикации
Наверх