Тема: «Роль экологического образования в формировании экологической культуры».

Добрый день, уважаемые коллеги!

С 1993 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН 22 марта ежегодно во всем мире отмечается Всемирный день водных ресурсов. В своей резолюции эта организация предложила всем странам проводить в этот день специальные мероприятия, направленные на сохранение и рациональное использование водных ресурсов. Сегодня здесь мы проводим одно из таких мероприятий. Позвольте поприветствовать вас на нашей территории и пожелать успехов в деле охраны водных ресурсов.

Я не буду агитировать вас любить природу, в том числе водные ресурсы, в силу ряда причин.

Ну, во-первых, любовь – чувство иррациональное, основанное на эмоциях и связанное с нейрогормональной настройкой вашего организма. Словами с трибуны такое чувство не привить. 

А во-вторых, любовь, в том числе и к природе, это еще не гарантия бережного отношения к объекту любви. Как это там у людей: раз бьет, значит любит. Например, все мы любим на природе шашлычки пожарить. Мы получаем эстетическое удовольствие от общения с ней. Но это вовсе не значит, что после себя мы не оставили гору мусора, сорванные цветы или срубленное на дрова дерево. Запросто можем природу и до смерти "залюбить".

Более того, человек вообще любит разрушать, это доставляет ему определенное удовольствие. Пожары, взрывы, цунами, извержения вулканов – все это просто завораживает человека, чем, кстати, и пользуются кинематографисты.

У человека, как и у других животных, нет инстинкта заботы о сохранении окружающей среды. На биологическом, врожденном уровне он относится к ней как потребитель ее ресурсов. 

Поэтому ни красота, ни любовь сами по себе мир не спасут. Спасти может только изменение культурных норм поведения в сторону повышения их экологичности. Немного о терминах.

Культура в широком ее понимании – это совокупность явлений различной природы, передающихся из поколения в поколение внегенетическим путем. Экологическая культура – это часть общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с окружающей средой. То есть человек всегда обладал определенной экологической культурой, вопрос только в ее качестве. При этом необходимо учитывать, что культура как явление эволюции живого мира не имеет этической «окраски», придание ей заведомо положительных коннотаций является результатом бытового понимания термина «культура».

Поскольку становление человека происходило в непрерывной борьбе с окружающей природной средой, сформировавшаяся начальная экологическая культура в целом имела антропоцентричный, утилитарный и биофобный характер. Поэтому разрушение, в меру своих возможностей, естественной природной среды обитания на заре становления человечества являлось скорее правилом, чем исключением, что регулярно приводило к возникновению множества локальных экологических кризисов. Эволюция экологической культуры – тема весьма интересная и сложная, более подробно с ней можно ознакомиться в интернете, если наберете данное словосочетание в поисковике – там есть моя публикация с соответствующим названием. 

Сейчас я бы хотел сделать акцент только на необходимости в первую очередь экологизировать культурные нормы поведения в широком понимании слова, куда входят и правовые, и социальные нормы.

Социальные нормы, включающие нормы обычаев, морали, религиозные и корпоративные нормы, взаимосвязаны с нормами права. Если общество не готово осознать, например, степень важности и приоритетности сохранения водных ресурсов для своего жизнеобеспечения, то и наказание за их загрязнение в таком социуме будет пока незначительным. И здесь хотелось бы подчеркнуть важность для изменения норм поведения именно экологического образования и просвещения, то есть, в первую очередь, соответствующих знаний.

Именно знания были в свое время основой для формирования и норм обычаев, и даже норм морали. Знание правил использования природных ресурсов, нарушение которых приводило к возникновению экологических кризисов, привело к возникновению многочисленных табу, запретов или ограничений. Нормы морали в основном относились к знаниям в социальных отношениях, и сейчас одна из задач – включение окружающего мира в этическую систему человека – через развитие биоэтики. Но и в основе биоэтики должно лежать не чувство, а знание, знание того, что такое хорошо и что такое плохо.

Знание механизма возникновения глобального экологического кризиса, который связан с нарушением биотической регуляции параметров окружающей среды, позволяет частично подключить к процессу изменения культурных норм и инстинкт самосохранения. Пока же люди в основном слабо представляют себе, в чем состоит реальная опасность экологического кризиса, обращая больше внимание на неблагоприятные экологические условия своего существования в конкретных местах проживания. 

Понимание круговорота воды в природе, его значения для поддержания устойчивого состояния биосферы, проблем загрязнения и истощения водных ресурсов – эти темы крайне важны для формирования новой экологической культуры.

Желаю всем успеха на этом нелегком пути!

Публикации
Наверх