Полностью объективных рейтингов нет, их составляют специалисты для решения тех или иных конкретных задач. Специфика рейтинга Зеленого патруля – оценка экологического состояния регионов проводится по публикациям в СМИ. Если много негативных статей – рейтинг снижается, если печатать больше статей о положительных аспектах природоохранной деятельности – рейтинг будет повышаться. Такой рейтинг прямой связи с состоянием окружающей среды не имеет, и свое положение в этом рейтинге достаточно легко улучшить через целенаправленную работу со средствами массовой информации.

Но проблема в том, что и по другим рейтингам, даже официальным, мы еще долгое время будем находиться в конце списка, а не в начале. И причина не только в том, что власть и предприятия где-то недорабатывают. К сожалению, челябинцам изначально не очень повезло с пригодностью природно-климатических условий для развития промышленности.

Мы находится в зоне недостаточного увлажнения и имеем ограниченные водные ресурсы. На одного жителя Челябинской области приходится в 16 раз меньше поверхностного стока рек, чем в среднем по России, и это при наличии очень развитой промышленности. В итоге по напряженности водохозяйственного баланса мы как раз впереди всей России. Обратная сторона «медали» – каждая тонна сброшенных в водные объекты вредных веществ приводит у нас к более тяжелым последствиям, чем в большинстве других регионов (не хватает воды для разбавления стоков).

Аналогичная ситуация складывается и с загрязнением воздушной среды. Важную роль в загрязнении атмосферы городов играют не только общее количество выбросов, но и положение источников выбросов относительно селитебной территории, а также климатические условия для их рассеивания. Что касается последних, то в том же Екатеринбурге средняя скорость ветра составляет 2, 9 м/сек, в Челябинске – 1, 4 м/сек, количество дней со штилями в Екатеринбурге – 7% в году, а в Челябинске – 37% (в пять раз чаще). Как и в ситуации с водными ресурсами получается, что каждая тонна выброшенных в атмосферу вредных веществ создает у нас в среднем большее загрязнение, чем в других городах. Это создает проблемы и для жителей города и для расположенных здесь предприятий, которые на тонну выпуска продукции должны закладывать больше средств на достижение ПДВ, чем в среднем по соответствующей отрасли, что снижает их экономическую эффективность.

Таким образом, нет оснований полагать, что простое улучшение системы мониторинга и ужесточение наказаний за нарушение природоохранного законодательства позволит нам быстро покинуть последние места в экологических рейтингах. Для того чтобы переместиться хотя бы ближе к середине рейтинга (первые места нам не грозят), требуется предпринимать значительно больше усилий, чем в других регионах.

Заведующий кафедрой биоэкологии ЧелГУ В.А. Ячменев

08.09.2016

Наверх