Форум-Выставка «Энергетика. Экология. Эффективность. Новые стандарты ЖКХ»

г. Челябинск, 29-30 марта 2017 г.

Круглый стол «Культура нового поколения: экологическое поведение, энергосбережение и эффективность»

Формирование культуры для нового поколения

Добрый день, уважаемые участники круглого стола!

Поскольку круглый стол посвящен проблеме формирования культуры нового поколения, попробую высказать свою точку зрения на этот процесс. Во избежание двусмысленности я буду говорить о формировании культуры для нового поколения, а не о новой культуре. Для начала надо разобраться, хотя бы в общих чертах, с текущей культурой, как она возникла, что из себя представляет.

Длительный период времени в развитии жизни на Земле онтогенетический, то есть жизненный опыт биологических организмов, за исключением относительно редких случаев эпигенетического наследования, не передавался последующим поколениям и фактически пропадал зря.

Развитие нервной системы привело к образованию нового механизма эволюционного развития, связанного с появлением информационного взаимодействия между биологическими особями одного вида. Унификация информационных сигналов позволила начать передачу части накопленного организмом онтогенетического опыта взаимодействия с окружающей средой и другими организмами через различные формы обучения последующим поколениям. Возникла биосоциальная культура, которая через изменение поведения начала влиять и на генетическое наследование.

Другими словами, если до появления психики эволюционное развитие находилось в основном «под патронажем» случайности, то формирование биосоциальной наследственности вводит в эволюционное развитие элемент направленности, связанный с наличием определенных закономерностей развития биосоциальных отношений.

Становление человеческой культуры (социотехнической) неразрывно связано с развитием техники. Культура в широком ее понимании – это совокупность естественных и искусственных явлений, связанных с жизнедеятельностью человека и передающихся из поколения в поколение внегенетическим путем. Поскольку культура является необходимым условием становления человека, все люди обладают той или иной культурой. С научной точки зрения нет некультурных людей, просто культура поведения отдельных людей и социальных групп может значительно отличаться от общепринятых социальных норм, соблюдение которых на бытовом уровне часто воспринимается как показатель уровня культуры человека.

Когда мы говорим о формировании культуры для нового поколения, мы, конечно же, имеем в виду повышение качества существующей экологической культуры, которая представляет собой часть общей культуры, проявляющейся в сфере взаимодействия человека с окружающей средой. Поскольку человек активно взаимодействовал с окружающей средой с момента своего появления, он всегда обладал определенной экологической культурой. Понятно, что начальная экологическая культура носила утилитарный и биофобный характер, а разрушение человеком в меру своих возможностей естественной природной среды обитания являлось скорее правилом, чем исключением, что регулярно приводило к возникновению локальных экологических кризисов. С тех пор технические возможности человека многократно возросли, а вот экологическая культура изменилась незначительно, что чревато возникновением уже глобального экологического кризиса.

Причины трудностей формирования экологической культуры нужного уровня связаны с особенностями функционирования психики человека и в первую очередь его сознания.

Сознанием обладает не только человек, но и другие организмы с достаточно развитой нервной системой, включающей ощущения и эмоции, память, центры обработки информации и принятия решений. В целом можно выделить четыре этапа становления сознания: организменный, видовой, биосоциальный и социотехнический. У человека функционирует все четыре уровня сознания, и каждый отвечает за определенные особенности его поведения.

На первом, организменном уровне мышление носит эмоциональный характер, базовая мотивация поведения связана с положительными и отрицательными эмоциями.

На втором, видовом уровне мышление можно охарактеризовать как эмоционально-рациональное, мотивация поведения обусловлена отношениями «лояльности – агонизма», реализация которых приводит к построению иерархических отношений.

На биосоциальном уровне формируется рационально-эмоциональное мышление, а мотивация поведения связана с альтруизмом и эгоизмом.

И, наконец, на четвертом уровне, собственно человеческом, мышление носит в основном рациональный характер, а в качестве базовой мотивации выступает пара «кооперация – конкуренция».

Как мы видим, практически все базовые мотивации поведения связаны с отношениями между людьми, причем мотивация видового уровня (лояльность – агонизм) в значительной степени определяется генетическими факторами. Есть определенная генетическая предрасположенность и у биосоциальной мотивации, связанной с альтруизмом – эгоизмом.

Другими словами, взаимоотношения с окружающей средой попадают в поле зрения человека в основном тогда, когда они представляют опасность для организма, в этом случае активизируется организменный уровень сознания, который вызывает чувство тревоги, но не предлагает путей устранения угрозы.

Рациональное социотехническое сознание способно оценить угрозу и предпринять меры по ее устранению. Но этот процесс происходит вне рамок базовой мотивации, направленной на кооперативно-конкурентные отношения между людьми. Можно сказать, что это происходит факультативно, примерно как система школьного дополнительного экологического образования по отношению к базовой системе образования.

Поэтому, если не делать специальных усилий по экологическому воспитанию, образованию и просвещению населения, экологическая культура будет в основном иметь потребительский характер – в первую очередь человека интересует не реальное состояние окружающей среды, а ее качество с точки зрения влияния на состояние здоровья и комфортность существования, а также наличие соответствующих природных ресурсов, способных удовлетворять производство товаров потребления. Потребительское отношение к природе – это вполне естественное состояние человека, как, впрочем, и других животных.

К примеру, наиболее значимой экологической проблемой в Челябинской области сейчас считается загрязнение атмосферного воздуха в промышленных городах области, в то время как на нарушение устойчивости биосферы, а именно это основная экологическая проблема современности, указанное загрязнение практически не влияет (правда, если не считать выбросов углекислого газа, которые жителей особо и не волнуют, поскольку углекислый газ не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, да и особой вредностью не отличается).

Учитывая, что ценностнорациональная мотивация поведения в дальнейшем все больше будет заменяться целерациональной, особое внимание необходимо уделять знаниевым подходам формирования экологически приемлемого поведения. Такое формирование следует осуществлять, во-первых, через донесение широким слоям населения знаний об опасности нанесения ущерба окружающей природной среде для жизнедеятельности самого человека; во-вторых, путем включения требуемых норм отношения к окружающей среде в социальные нормы поведения, в том числе на видовом и биосоциальном уровнях – как через социальное одобрение таких отношений, так и через наказание за их нарушение.

Спасибо за внимание.

Наверх