Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Управление устойчивым социо-эколого-экономическим развитием регионов России"

26-27 октября 2017 года, г. Челябинск

Слайд № 1

Одной из задач устойчивого развития является повышение уровня экологической культуры через улучшение системы экологического образования, формирование бережного и ответственного отношения человека к природе. С одной стороны, можно согласиться с необходимостью усиления внимания к экологическому образованию, с другой – возникают вопросы не только к его содержанию, но и к сути понятия "экологическая культура" и ее месту в общей культуре.

Слайд № 2

Культура в широком ее понимании – это совокупность естественных и искусственных явлений различной природы, связанных с жизнедеятельностью человека и передающихся из поколения в поколение внегенетическим путем. Заметим, что культура является одним из общих эволюционных механизмов развития биологических организмов с развитой нервной системой, и некоторые ее элементы появляются в живой природе еще до возникновения человека.

Экологическая культура в широком ее понимании представляет собой часть общей культуры, проявляющейся в сфере взаимодействия человека с окружающей средой. При выделении из общей культуры экологической части в ней остаются явления, связанные с отношениями между людьми, то есть социальная культура. Существуют некоторые проблемы демаркации границ между экологической и социальной культурами.

 Первая связана с понятием экологии. Согласно классическому определению экология – это наука не только о взаимодействии живых организмов с окружающей средой, но и о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой. Поскольку человек является одним из биологических видов, часть отношений между людьми также относится к экологии. Сложность состоит в определении этой части.

Уточнить границы удалось после выделения четырех уровней сознания, которые образуются последовательно в результате эволюционного развития организмов с нервной системой.

Слайд № 3

На слайде приведены некоторые характеристики сознания разных уровней развития. Обратим внимание на колонку, связанную с обучением. Врожденное обучение является маркером экологической культуры, приобретенное – социальной. Из таблицы видно, что к экологической культуре можно отнести некоторую часть биосоциальных, большую часть видовых и все организменные отношения между людьми, обусловленные соответствующей мотивацией, указанной в следующей колонке таблицы.

На уровне организменного сознания эта мотивация носит позитивный – негативный характер (то есть чисто эмоциональная реакция), на видовом уровне она проявляется в форме лояльного – агонистического поведения, на биосоциальном уровне имеет форму альтруистического – эгоистического поведения, на социотехническом уровне мотивация определяется рациональным расчетом кооперативных или конкурентных преимуществ того или иного поведения.

Вторая проблема демаркации границ между экологической и социальной культурами относится к сфере познания

Слайд № 4

К социальной культуре относятся знания закономерностей взаимодействий между людьми и их сообществами (кроме тех, о которых было сказано выше), соответственно знания о закономерностях взаимодействия живых организмов (включая людей) с окружающей средой, и знания о взаимодействиях между этими организмами и их сообществами относятся к экологической культуре. Однако еще остаются знания о взаимодействиях неживых объектов окружающего мира между собой, которые играют особую роль в становлении сознания.

Дело в том, что организм, не имеющий сознания, непосредственно взаимодействует с окружающей средой, приспосабливаясь к ней через генетические изменения. Формирование нервной системы позволило организму для регулирования своего поведения перейти к использованию знаний не только о прямых воздействиях объектов на этот организм, но и о взаимодействиях этих объектов между собой, что на первом этапе привело к появлению чувствительности, а в дальнейшем – сознания.

Такие знания во многом определяют поведение индивида в окружающей среде. Но это означает, что к экологической культуре можно отнести почти все многообразие естествознания, которое формирует естественно-научную картину мира. Поэтому возникает вопрос, скорее, не о недостатке экологического образования, а о его приоритетах. Попытаемся выделить некоторые приоритеты, связанные с естественно-научной картиной мира, с точки зрения устойчивого развития.

Слайд № 5

Для управляемого развития необходимо иметь представление о структуре окружающего мира и законах его развития, а также закономерностях развития самого человечества.

Слайд № 6

Выделение девяти форм взаимодействия бытия позволило определиться и с его структурой, состоящей из трех реальностей - объективной, субъективной и субъективно-объективной. Две последние реальности появляются одновременно вместе с сознанием. Все мыслительные процессы в мозге, вплоть до принятия управленческого решения, относятся к субъективной реальности, а реализация принятых решений – это уже зона ответственности субъективно-объективной реальности. Формой взаимодействия субъективной реальности является мышление, а субъективно-объективной – поведение (включая деятельность).

Слайд № 7

На слайде приведены формы организации бытия и его реальностей. Как видно из таблицы, основных форм, на уровне макромира, всего четыре, на примере объективной реальности к ним относятся объект, система, иерархия и вложенная иерархия.

Еще одной характеристикой, важной для понимания процессов эволюции, является направленность.

Слайд № 8

Под направленностью будем понимать относительно устойчивое изменение в определенном направлении взаимосвязей объектов в процессе их взаимодействия за некоторый период времени.

Слайд № 9

Она может проявляться в виде законов, закономерностей и тенденций,

Слайд № 10

различаться по конечному результату,

Слайд № 11

а также по форме своего проявления. Нас в данном случае интересуют две последние направленности – частично замкнутых циклических процессов

Слайд № 12

и системная.

Слайд № 13

Системная направленность связана с формами организации бытия, а направленность частично замкнутых циклических процессов – с его эволюцией. В первую очередь надо учитывать направленность развития вышестоящей иерархической системы, то есть биосферы, у которой могут наблюдаться три типа иерархической вложенной системной направленности – развития, устойчивого состояния и деградации.

Слайд № 14

С некоторой долей оптимизма будем считать, что процессы в биосфере еще находятся в рамках устойчивого состояния. Развитие же человечества характеризуется первым типом системной направленности, что создает неустранимые противоречия между этими иерархиями. При консервативном прогнозе развития событий, то есть продолжении текущих событий, развитие биосферы получает деградационную направленность, а человечество, так и не достигнув стадии устойчивого состояния, также начнет деградировать. В случае принятия дополнительных усилий по ограничению роста материального воздействия на биосферу, например через реализацию стратегии устойчивого развития, человечество может выйти на направленность устойчивого состояния.

Переход человечества ко второму типу системной направленности неизбежен и в силу невозможности в обозримом будущем его космической экспансии.

Учет закономерностей развития человечества предполагает знание не только уровня и типа системной направленности, но и места в системе направленностей частично замкнутых циклических процессов. Первый уровень – направленность процессов на замыкание цикла. В череде повторяющихся циклов может возникать циклическая направленность второго уровня (направленность изменений объектов), которую можно представить в виде трехмерной восходящей расходящейся спирали.

Слайд № 15

Как видим, изображение такой спирали совпадает с классическим представлением о спирали развития. Но это всего лишь часть процесса развития. Такая спираль на определенном этапе обычно замедляет свое развитие, то есть движение начинает осуществляться почти по кругу, а на базе ряда пластичных и способных к образованию новых связей объектов может начаться сопряженное ускоренное развитие по восходящей сходящейся спирали, которое приводит к появлению нового объекта. Это уже циклическая направленность третьего уровня.

Слайд № 16

Далее цикл повторяется: под воздействием циклических процессов этот новый объект развивается по восходящей расширяющейся спирали, затем образуется восходящая сужающаяся спираль и в завершение формируется очередной новый объект. Таким образом, формирование нового объекта происходит в три этапа, образующих частично замкнутый цикл второго порядка, который можно назвать триадой первого порядка.

Направленность четвертого уровня характеризуется направленностью изменений триад первого порядка, то есть направленностью череды новых объектов.

Когда образование новых объектов в рамках общего генезиса происходит несколько раз, то они также группируются в триады, но уже второго порядка.

Слайд № 17

На слайде на примере образования форм взаимодействия бытия показано схематическое изображение спиралей эволюционного развития, где направленность четвертого уровня представляет собой направленность развития явлений по вертикальной линии 11-12...18-19 в форме восходящей сходящейся спирали, что показано через сужение радиуса спиралей от нижнего уровня к верхнему.

Направленность пятого уровня в данном пример представляет собой направленность внутри триадных циклов второго порядка. Выделяются три цикла второго порядка:

первый цикл (физическая, химическая и вещественная формы) охватывает период, который можно обозначить как "неживая природа";

второй цикл (биологическая, генная и видовая формы) характеризует период развития "живой природы";

третий цикл (нейронная, биосоциальная и социотехническая формы) связан с появлением сознания и может быть определен термином "разумная природа".

Направленность шестого уровня (направленность развития триад второго порядка) в данном примере означает направленность развития от неживой природы к живой и далее разумной природе, составляя, таким образом, пока единственную триаду третьего порядка.

Нет оснований полагать, что социотехническая форма взаимодействия бытия является завершающей формой. Зная закономерности формирования новых форм, можно сделать некоторые предположения о дальнейшей эволюции человечества. Образование новой формы происходит на базе наиболее "перспективных" и динамично развивающихся элементов предшествующей формы. К таким элементам можно отнести развитие компьютерной техники, биотехнологий, нейронаук и информационных технологий.

Узким местом для сопряженного развития этих элементов стало рациональное сознание человека, которое работает строго последовательно, что, вероятно, связано с наличием единственного канала подключения внимания – через гиппокамп к префронтальной коре лобных долей. Его можно обойти только "техническими" средствами, то есть через сопряжение работы мозга и компьютера. Такое сопряжение может позволить, с одной стороны, оперативно "вытаскивать" на рациональный уровень часть нужной информации, образованной на других уровнях сознания (через использование электроэнцефалограмм мозга), с другой – рационализировать поведение человека за счет получения рекомендаций от компьютера после обработки им больших объемов информации о текущем состоянии организма и факторах окружающей среды (технология усиления интеллекта). Формы сопряжения мозга и компьютера (нейрокомпьютерный симбиоз) могут быть различны (вплоть до вживления последнего), при этом главное для становления новой формы взаимодействия – обязательность использования указанного сопряжения для полноценного становления членов нового сообщества.

Заметим, что достижения в сфере евгеники могут повлиять на некоторые аспекты развития человека, но не привести к появлению новой формы взаимодействия, так как методами биоинженерии невозможно кардинально повысить эффективность работы мозга. То есть никакого элитарного человечества в форме люденов или разделения на элоев и морлоков не ожидается, поскольку новая форма будет образовываться на базе отдельных социумов, а не личностей.

 Маловероятно создание новой формы взаимодействия и на базе искусственного сознания, которое не сможет подняться выше искусственного интеллекта, поскольку сознание невозможно без эмоций.

Новой форме взаимодействия бытия, которую назовем нейротехнической, должен соответствовать и новый уровень сознания. Каждый уровень сознания отличается степенью рациональности, при этом в ходе эволюции наблюдается ее непрерывный рост. Тесное взаимодействие человека и техники на нейротехническом уровне делает дальнейшее повышение рациональности сознания неизбежным. В контексте устойчивого развития это означает, что роль естественно-научной картины мира в организации деятельности людей будет повышаться, а роль ценностей - падать. В дальнейшем следует ожидать образования сетевых структур, состоящих из подключенных к сети нейротехнических людей. Степень интеграции членов сети, видимо, будет сильно отличаться в зависимости от целей такого объединения (от совместного решения производственных задач до обмена эмоциональными состояниями).

Степень свободы воли (соотношение факторов объективной и субъективной детерминации) возрастет, в том числе и за счет все более развивающейся виртуальной реальности. Спектр целеполагания будет расширяться и смещаться в сторону реализации субъективных потребностей. Такой сдвиг должен уменьшить вторичные материальные потребности людей, что является принципиально важным для устойчивого развития.

В заключение два коротких вывода, которые приведены на слайде.

Слайд № 18

Слайд № 19

 

 

 

 

 

Публикации
Наверх