Выступление на Круглом столе "Формирование экологической культуры населения Челябинской области: технологии и практика", организованном в рамках проведения ∨ΙΙΙ Международного форума "Изменение климата и экология промышленного города".

14-16 ноября 2017 года, г. Челябинск

Слайд № 1

 Одной из задач устойчивого развития является повышение экологической культуры через улучшение системы экологического образования, формирование бережного и ответственного отношения к природе. С этим можно согласиться, но есть вопросы к содержанию экологического образования и сути понятия "экологическая культура".

Слайд № 2

 

Культура является одним из эволюционных механизмов развития, и некоторые ее элементы появились до возникновения человека. Экологическая культура представляет собой часть культуры, проявляющейся в сфере взаимодействия человека с окружающей средой. При выделении из культуры экологической части в ней остаются явления, связанные с отношениями между людьми, то есть социальная культура. Существуют некоторые проблемы демаркации границ между экологической и социальной культурами.

Первая связана с понятием экологии. Согласно классическому определению к экологии относятся в том числе и взаимодействия организмов между собой. Поскольку человек является одним из биологических видов, часть отношений между людьми также относится к экологии. Сложность состоит в определении этой части.

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к процессу становления сознания. В целом можно выделить четыре уровня (формы) сознания, которые образуются последовательно в результате эволюционного развития организмов, обладающих нервной системой.

Слайд № 3

На слайде приведены некоторые характеристики сознания разных уровней. Обратим внимание на колонку, связанную с обучением. Врожденное обучение является маркером экологической культуры, приобретенное – социальной.

К экологической культуре относится некоторая часть биосоциальных, большая часть видовых и все организменные отношения между людьми, обусловленные соответствующей мотивацией, указанной в следующей колонке таблицы.

Вторая проблема заключается в демаркации границ между культурами, и относится к сфере познания.

Слайд № 4

Проблема состоит в том, куда отнести знания о взаимодействиях неживых объектов между собой, которые играют особую роль в становлении сознания.

Дело в том, что организм, не имеющий сознания, непосредственно взаимодействует с окружающей средой, приспосабливаясь к ней через генетические изменения. Формирование нервной системы позволило перейти к использованию знаний не только о прямых воздействиях объектов, но и о взаимодействиях этих объектов между собой, что сначала привело к появлению чувствительности, а в дальнейшем – сознания.

Такие знания во многом определяют поведение индивида в окружающей среде. Но это означает, что к экологической культуре можно отнести почти все многообразие естествознания, которое формирует естественно-научную картину мира. Поэтому возникает вопрос, скорее, не о недостатке экологического образования, а о его приоритетах.

Слайд № 5

 Для управляемого развития необходимо иметь представление о структуре окружающего мира и законах его развития, о закономерностях развития самого человечества. Учитывая переплетение сфер экологической и социальной культур, можно говорить о необходимости применения для реализации идей устойчивого развития общенаучной картины мира, в рамках которой знания об эволюции человека и окружающей его среды должны представлять собой нечто целое.

Структуру мира можно описать через формы взаимодействия бытия и его реальностей. Выделение девяти форм взаимодействия бытия позволило определиться и с его структурой, состоящей из трех реальностей – объективной, субъективной и субъективно-объективной (две последних появляются вместе с сознанием). Все мыслительные процессы в мозге, вплоть до принятия управленческого решения, относятся к субъективной реальности, а реализация принятых решений – это уже зона ответственности субъективно-объективной реальности.

Слайд № 6

Структуру мира также можно описать через формы организации бытия.

Слайд № 7

 Основных форм, на уровне макромира, всего четыре, на примере объективной реальности это объект, система, иерархия и вложенная иерархия.

Кроме того, имеются сквозные закономерности развития объектов как неживого, так и живого мира, например, формы и уровни направленности этих процессов развития.

Слайд № 8

Особую роль играют две направленности – циклическая частично замкнутая и системная, которые имеют несколько уровней проявления.

 Слайд № 9

 Здесь показаны уровни частично замкнутых циклических процессов,

Слайд № 10

 а на этом слайде – уровни системной направленности.

На следующем слайде сравниваются системные направленности биосферы и человечества в настоящее время и по двум сценариям будущего.

Слайд № 11

 С некоторой долей оптимизма будем считать, что процессы в биосфере еще находятся в рамках устойчивого состояния. Развитие же человечества характеризуется первым типом системной направленности (развитие), что создает неустранимые противоречия между ними. При консервативном прогнозе развитие биосферы получает деградационную направленность, а затем и человечество, не достигнув стадии устойчивого состояния, тоже начнет деградировать. При принятии дополнительных усилий по ограничению роста материального воздействия на биосферу человечество может выйти на направленность устойчивого состояния.

Учет закономерностей развития человечества предполагает знание им своего места и в системе направленностей частично замкнутых циклических процессов.

Первый уровень – направленность процессов на замыкание цикла.

В череде повторяющихся циклов может возникать циклическая направленность второго уровня (направленность изменений), которую можно представить в виде трехмерной восходящей расходящейся спирали.

Слайд № 12

 Изображение спирали, представленной на слайде 12 совпадает с классическим представлением о спирали развития. Но это всего лишь часть процесса развития.

Такая спираль на определенном этапе обычно замедляется, движение осуществляется почти по кругу, а на базе ряда пластичных и способных к образованию новых связей объектов может начаться сопряженное ускоренное развитие по восходящей сходящейся спирали, которое приводит к появлению нового объекта. Это уже циклическая направленность третьего уровня.

Слайд № 13

 Далее цикл повторяется. Таким образом, формирование нового объекта происходит в три этапа, образующих частично замкнутый цикл второго порядка, или триаду первого порядка.

Направленность четвертого уровня характеризует направленность изменений череды новых объектов.

Когда образование новых объектов в рамках общего генезиса происходит несколько раз, то они также группируются в триады, но уже второго порядка.

Направленность пятого уровня представляет собой направленность внутри триадных циклов второго порядка.

Слайд № 14

 В наиболее общем виде можно выделить три цикла – неживая, живая и разумная природа.

Направленность шестого уровня в данном случае означает направленность развития от неживой природы к живой и далее к разумной природе, составляя пока единственную триаду третьего порядка.

Слайд № 15

 На слайде на примере образования форм взаимодействия бытия показано схематическое изображение спиралей эволюционного развития окружающего мира.

Зная закономерности формирования новых форм, можно сделать некоторые предположения о дальнейшей эволюции человечества. Образование новой формы происходит на базе наиболее "перспективных" и динамично развивающихся элементов предшествующей формы. К таким элементам можно отнести развитие компьютерной техники, биотехнологий, нейронаук и информационных технологий.

Узким местом для сопряженного развития этих элементов стало рациональное сознание, работающее строго последовательно, которое можно обойти только "техническими" средствами, то есть через сопряжение работы мозга и компьютера. Такое сопряжение позволит, с одной стороны, оперативно "вытаскивать" на рациональный уровень часть информации, образованной на других уровнях сознания, с другой – рационализировать поведение за счет получения рекомендаций от компьютера после обработки им информации о состоянии организма и окружающей среды.

Формы сопряжения мозга и компьютера могут быть различны, при этом главным для становления новой формы взаимодействия является обязательность использования указанного сопряжения для полноценного становления членов сообщества.

Достижения евгеники могут повлиять на некоторые аспекты развития человека, но не привести к появлению новой формы взаимодействия, так как методами биоинженерии невозможно кардинально повысит эффективность работы мозга.

Новой форме взаимодействия, которую назовем нейротехнической, должен соответствовать и новый уровень сознания. Каждый уровень сознания отличается степенью рациональности, при этом в ходе эволюции наблюдается ее непрерывный рост. Тесное взаимодействие человека и техники на нейротехническом уровне делает дальнейшее повышение рациональности неизбежным. Это означает, что роль научной картины мира при принятии решений будет повышаться, а ценностей – падать.

Степень свободы воли возрастет, в том числе и за счет все более развивающейся виртуальной реальности. Спектр целеполагания будет смещаться в сторону реализации субъективных потребностей. Такой сдвиг должен уменьшить вторичные материальные потребности, что является принципиально важным условием для устойчивого развития.

В заключение приведем некоторые выводы, которые представлены на слайде 16.

Слайд № 16

 Слайд № 17

 

 

 

 

Публикации
Наверх