Как мы уже отмечали («Эволюция и устойчивое развитие», раздел 1.1), «движение» – это всего лишь явление, которое образуется в результате «взаимодействия» (сущность). В свое время Гегель говорил о связи взаимодействия с причинностью: «Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обусловливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция» (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 691). Энгельс, в свою очередь, упоминая о фундаментальности, первичности взаимодействия (в том числе в познании), отмечал следующее: «Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Категория «взаимодействие» тесно связана с такими ключевыми категориями, как «отношение» и «структура».

По сравнению с категорией «взаимодействие», категория «движение» не отличается какой-либо определенностью и имеет непосредственное отношение только к категории «материя»: «...материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 59). Исключительное место в отечественной философии категория «движение» заняла во многом благодаря влиянию Гегеля, который использовал ее для обоснования основных законов диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания. Диалектический материализм "зацементировал" указанные положения, и в рамках старой парадигмы сдвинуть эту категорию с ее пьедестала было уже практически невозможно, тем более что абстрактность и всеохватность данной категории позволяли под видом «движения» описывать очень многие процессы, которые к движению прямого отношения не имели, а относились фактически к содержанию других категорий (например, "изменение" и "взаимодействие").

Именно поэтому (то есть в силу объективных причин) переход от категории «движение» к категории «взаимодействие» позволил автору, с одной стороны, определить новые важные этапы в становлении окружающего мира, выделив девять форм взаимодействия материи (физическую, химическую, вещественную, биологическую, генную, видовую, нейронную, биосоциальную и социотехническую), с другой – выявить независимые от эволюционного этапа развития типы взаимодействий – внутриобъектные, межобъектные, взаимодействия с окружающей средой (что невозможно было сделать в рамках категории «движение»). Сквозная типизация взаимодействий позволяет глубже понять сам процесс эволюции и находить новые аналогии между различными процессами, находящимися на разных ступенях развития. Кроме того, появились основания для создания новой классификации форм организации материи (ФОМ), в рамках которой автором выделены четыре формы – объектная, системная, иерархическая и вложенная иерархия (см. «О статусе географической оболочки Земли"). Представляется, что потенциал категории «взаимодействие» еще далеко не исчерпан.

Публикации
Наверх