Содержание материала

Экологическая культура

В связи с тем, что человек активно взаимодействовал с окружающей природной средой с момента своего появления, он всегда обладал определенной экологической культурой, вопрос только в ее «качестве». Выделение человека из животного мира и становление его культуры (включая развитие техники) – это взаимообусловленные процессы, в рамках которых в непрерывной борьбе с окружающей природной средой происходило все большее отчуждение человека от этой среды. Следует учитывать и отсутствие как у животных, так и у человека инстинкта заботы о состоянии природной среды. Поэтому по вполне объективным обстоятельствам сформировавшаяся культура в целом имеет антропоцентричный, утилитарный и биофобный характер. 

Разрушение, в меру своих возможностей, естественной природной среды обитания даже на заре становления человечества являлось, скорее, правилом, чем исключением, что регулярно приводило к возникновению множества локальных экологических кризисов. С развитием культуры росли и возможности человека по использованию ресурсов природной среды, в том числе и для создания искусственной среды обитания. Большинство материальных проявлений искусственного мира не характерно для естественного, природного мира, не вписывается в его круговороты вещества и энергии и не способно существовать самостоятельно. Все возрастающая подпитка искусственного мира веществом и энергией из естественного мира ведет последний ко все большему разрушению и, как следствие, возникновению глобального экологического кризиса. Сущность глобального экологического кризиса заключается не в загрязнении окружающей среды и не в истощении природных ресурсов, а в нарушении механизма биотической регуляции параметров окружающей среды[4], что может сделать планету непригодной для жизни высокоорганизованных видов, в том числе и вида Homo sapiens.

В то же время изучение истории развития различных локальных культур показывает, что после наступления серьезного экологического кризиса (совсем избежать этой фазы развития ни одной исследованной локальной цивилизации не удавалось) отдельные социумы, меняя свои нормы поведения и вводя определенные хозяйственные ограничения, оказались способны длительное время жить в относительном согласии с окружающей природной средой[5]. Проблема однако состоит в том, что нет никакой гарантии, что человечество в целом сможет пережить глобальный экологический кризис, если последний затронет основы биотической регуляции окружающей среды планетарного уровня. При принятии своевременных и адекватных мер глубину наступающего экологического кризиса можно уменьшить, а значит, увеличить шансы человечества на выживание.

Заметим, что идея полной замены биосферы на регулируемую человеком техносферу представляется утопичной, поскольку длительное существование столь сложной системы, как биосфера, возможно только на принципах саморегуляции, основанных на системе обратных связей (а именно это является «слабым звеном» техносферы).  Поэтому следует «согласовать» развитие искусственного мира с естественным развитием биосферы, соответственно, необходимо управлять развитием искусственного мира (вернее, направлять его развитие в рамках имеющихся возможностей – полное управление техносферой также не представляется возможным). Искусственный мир требует искусственного управления, надежды на саморегуляцию в данном случае не оправданы.

Следует отметить, что последние 30–40 лет человечество стало больше обращать внимания на необходимость учета экологических проблем при решении проблем экономических. Была сделана даже попытка создать общемировую концепцию социально-экономического развития, учитывающую экологические факторы[9]. Однако предпринятых усилий оказалось недостаточно, и экологическая ситуация в мире, несмотря на отдельные локальные улучшения, продолжает стабильно ухудшаться[1].

Одним из важных направлений деятельности по уменьшению возможности возникновения глобального экологического кризиса является деятельность по изменению качества экологической культуры (через повышение биофильности) и увеличение ее значимости в рамках общей культуры. Другими словами, необходимо сознательно направить текущее эволюционное развитие экологической культуры в нужное русло. Безусловно, для решения этой задачи необходимо приложить системные усилия практически по всем сферам бытия человека, что предполагает наличие соответствующей концепции с последующей детализацией ее на отдельные целевые программы.  

Формирование отношения к окружающей среде закладывается в процессе социализации, когда личный субъективный опыт (первичные знаки дополнительного смысла) интерпретируется общепринятыми нормами и смыслами (через вторичные знаки дополнительного смысла). Поэтому самый надежный и фундаментальный способ изменить отношение к окружающей среде – вводить новые, биофильные смыслы в содержание устоявшихся понятий, а также расширять сферу применения понятий, имеющих нужную направленность, возможны также разработка и внедрение в сознание человека новых понятий. Это длительный процесс, но его успешная реализация в перспективе (весьма отдаленной) может привести к закреплению достигнутых успехов и на генетическом уровне (появление инстинкта сохранения окружающей среды), если новая стратегия будет влиять на индивидуальную приспособленность, например, через изменение брачных предпочтений. Такая работа фактически ведется (через систему экологического образования), но она пока недостаточно системна и не охватывает все категории населения.

А пока до образования нового обусловленного культурой инстинкта следует иметь в виду тот факт, что формирование экологически ориентированных ценностно-рациональных действий через экологическое образование еще не гарантирует реализации соответствующего поведения человека. Рационализация – одна из главных тенденций исторического процесса, поэтому доля целерациональных действий в перспективе будет только расти, а доля ценностно-рациональных – падать[2]. Поэтому помимо включения экологических ценностей в культуру человека необходимо как можно шире вести деятельность, связанную с разъяснением реальных опасностей нарушения принципов функционирования биосферы, дополнительно воздействуя и на инстинкт самосохранения. Не помешает и усиление законодательного и административного контроля за деятельностью в сфере охраны окружающей среды.

Еще один аспект, который косвенно влияет на формирование эффективной природоохранной деятельности, это взятая мировым сообществом идеологическая установка на превалирование интересов личности над интересами общества и поощрение индивидуализма. Человек – существо социальное, в то же время изменение условий его существования в современном мире неизбежно приводит к некоторому эгоистическому дрейфу через естественное развитие индивидуализма (возможность выживать относительно самостоятельно, отдельное жилье, дистанционные средства коммуникации и т.д.). Искусственное поощрение этого процесса не только ухудшает психологическое самочувствие людей, но и отрицательно влияет на их готовность принести в жертву собственные интересы ради достижения общей цели[10]. В перспективе смещение идеологического дискурса в сторону альтруизма и кооперации, по-видимому, является неизбежным.

Учитывая реальное соотношение важности текущих смысловых трендов, говорить о возможности разработки отдельной мировой концепции изменения экологической культуры преждевременно. К тому же она должна являться составной частью более широкой программы действий по управляемому развитию человеческой цивилизации. Поэтому необходимо более активно использовать те инструменты (в первую очередь, концепцию устойчивого развития), которые уже имеются и признаны мировым сообществом. Задача текущего момента – наполнить старые формы новым содержанием. В перспективе такая работа может позволить выйти на постановку задачи частичного самоуправления эволюционным процессом через направленное изменение как общей культуры, так и экологической.


Наверх