Содержание материала

Естественное и искусственное

Диалектика взаимоотношений понятий «естественное» и «искусственное» имеет давнюю, но не оконченную историю. Однозначных трактовок этих определений на сегодняшний день не существует. В связи с этим целесообразно уточнить их смысл, который в значительной степени зависит от целей и задач исследования.

Понятие «естественный» обычно означает, что рассматриваемое явление или процесс возникает, существует и исчезает в соответствии с природными законами, без постороннего (человеческого) вмешательства.

Соответственно понятие «искусственный» чаще всего относится к результатам сознательной деятельности человека, или ею обусловленной. Однако надо понимать, что не вся такая деятельность приводит к возникновению «искусственного». Человек – один из биологических видов на Земле, и значительная часть его деятельности вполне вписывается в существующие природные отношения, то есть по сути является «естественной».

Смысл выделения понятия «искусственное» состоит не в том, чтобы указать на антропогенный характер явления, а в том, чтобы подчеркнуть его принципиальное отличие от «естественного»: большинство материальных проявлений искусственного (физического, химического и, частично, биологического уровня) не характерно для естественного, природного мира, не вписывается в существующие круговороты вещества и энергии и не способно самостоятельно существовать. Возникновение «искусственного» связано с использованием человеком в своей деятельности техники, и его дальнейшее существование в подавляющем большинстве случаев также без нее невозможно.

Аналогичная, но более сложная ситуация складывается и с искусственными проявлениями, имеющими нематериальный характер. Речь идет о психических и социальных явлениях.

Естественными социальные отношения можно считать до возникновения техники. В этот период они мало отличались от аналогичных отношений в других сообществах общественных животных. Появление техники привело к серьезным и в ряде случаев необратимым изменениям в социальных отношениях людей.

Первые орудия труда, изготовленные с помощью других орудий труда (грубо обработанный камень, ручное рубило), появились порядка 2,5 млн. лет назад (Нomo habilis – «человек умелый»). Именно техника, по-видимому, привела к появлению языка, поскольку возникла необходимость обозначать новые процессы и явления, которых в природе ранее не существовало и по отношению к которым стало не хватать сформировавшейся до этого программы поведения и коммуникации, обусловленной в то время больше генетическими, чем социальными факторами.

Дальнейшее развитие социальных отношений шло под воздействием нескольких совокупных факторов: продолжалось действие механизмов естественного отбора, но уже с добавлением элементов искусственного отбора; происходили биологические адаптации (антропоморфозы), связанные с предрасположенностью к созданию и использованию техники (например, усовершенствование руки), включая необходимость развития и соответствующих психических явлений, в том числе за счет ароморфных перестроек мозга. Естественно-искусственный отбор и развитие техники приводили к усложнению явлений социальной сферы, значительная часть которых теперь носила искусственный (обусловленный наличием техники) характер. При этом происходило постоянное увеличение доли информации о новых социальных явлениях, передающейся внегенетическим путем.

Психические явления (процессы, состояния, свойства, образования) формировались посредством воздействия как чисто биологических (генетических) законов развития психики, так и окружающей среды, в том числе социального окружения. Полностью естественными такие явления можно было считать только до появления техники, затем часть психических явлений (под воздействием измененных окружающей среды и социальных отношений), в первую очередь связанных с познавательными психическими процессами (особенно мышление и речь), а также с некоторыми психическими свойствами (например, направленность личности) претерпели, как и социальные, значительные и частично необратимые изменения. Однако следует учитывать, что степень консервативности психических характеристик несколько выше, чем социальных, поскольку генетические факторы более существенно влияют на развитие сферы психических явлений.Именно поэтому возникновение любых новых социальных отношений часто, по крайней мере в первое время, вызывает определенное отторжение у значительной части социума.

Следует отметить, что, поскольку часть искусственных изменений в сфере социальных и психических явлений имеет необратимый характер, идея возврата в «золотой век», когда человек жил якобы в согласии с природой, также является утопией. В согласии с природой жил предок человека, но как только он стал человеком – такое согласие закончилось. Даже в случае наступления глобального, не летального для человечества кризиса (социального, экономического, экологического), после которого использование техники будет значительно уменьшено, социальные и психические явления могут претерпеть некоторую деградацию (вернуться к более «естественному» состоянию), но это состояние в любом случае будет далеко от равновесного с окружающей средой. Другими словами, человечество уже не может полностью вернуться в лоно природы, даже если бы оно этого захотело.

Говоря о неизбежности дальнейшего развития «искусственного», не следует забывать, что «естественная» составляющая в социальных и психических явлениях тем не менее осталась. Произошло усложнение этих форм явлений, но на базе ранее существовавших, поэтому многие закономерности развития биологического мира имеют прямое отношение и к человеческому виду. Человек характеризуется определенной, не всегда гармоничной «смесью» как «искусственных», так и «естественных» психических и социальных проявлений. Новые искусственные программы (поведения, деятельности) наслаиваются на старые, которые не могут так быстро меняться, поскольку они в значительной степени зависят от генов. Часто они табуируются и уходят на уровень подсознания, скрыто влияя на поведение и здоровье людей. То есть возникает противоречие между искусственными и естественными явлениями не только в биосфере, но и внутри человека.

Наверх